icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

 ак Ђѕризрак оперыї завоевал мир?

  • 2426
  • 6

 ак Ђѕризрак оперыї завоевал мир?

–азговор о Ђѕризраке оперыї правильнее всего начать с французского писател€ √астона Ћеру (1868 -1927). ѕисатель этот прославилс€ как автор детективных романов Ц но роман, о котором у нас пойдЄт речь, отнюдь не детектив. ќн написан в готическом жанре Ц но назвать его готическим романом в полном смысле тоже нельз€: здесь нет ни одного истинно мистического €влени€, ни одного призракаЕ

ѕусть не обманывает название: главный герой, известный как Ђпризрак оперыї, вполне реальный живой человек по имени Ёрик, к тому же, насто€щий homo universal: он и композитор, и скрипач, и органист, и архитектор, и изобретательЕ но увы, природа наделила его не только многочисленными талантами, но и исключительно уродливым лицом, похожим на череп, внушавшим отвращение даже его родител€м (которое он с детства пр€чет под маской), что сделало его изгоем . ѕосле довольно бурной жизни, в которой были и выступлени€ в €рмарочных балаганах, и служба в качестве Ђживой игрушкиї у жены султана (€вно обладающей садистскими наклонност€ми), он принимает участие в проектировании и строительстве театра √ранд-опера в ѕариже. Ёто позвол€ет ему реализовать давнюю мечту Ц построить дом на берегу подземного озера, где можно спр€татьс€ от жестокости мираЕ а заодно Ц создать в самом здании театра множество тайных ходов и хитроумных механизмов, известных только ему Ц и позвол€ющих впоследствии успешно разыгрывать роль призрака Ц настолько успешно, что дирекци€ выплачивает ему изр€дную сумму, чтобы не было оп€ть несчастных случаев.

—о временем внимание Ёрика привлекает молода€ хористка  ристина ƒайе. ¬ детстве отец-музыкант рассказывал  ристине сказку про Ђангела музыкиї Ц и Ёрику удаЄтс€ убедить девушку, что он и есть тот самый ангел, посланный покойным отцом (благодар€ одному из изобретений Ёрика она не видит его, а только слышит его голос) Ц и начинает заниматьс€ с ней вокальной техникой. Ѕлагодар€ этим зан€ти€м ей удаЄтс€ раскрыть свой талант Ц ей даже довер€ют замен€ть заболевшую примадоннуЕ ј главное Ц  ристина становитс€ первой и единственной любовью Ёрика.

Ќо проблема не только во внешности Ёрика: будучи вечно отверженным, он не научилс€ строить человеческие взаимоотношени€ (чтобы заполучить девушку он не остановитс€ ни перед чем Ц он готов даже взорвать театр), к тому же, у него есть счастливый соперник Ц молодой аристократ –ауль, друг детства  ристиныЕ ѕосле множества перипетий с истинно готическим оттенком, достойным триллера,  ристина и –ауль обретают обычное человеческое счастье, а Ёрик в отча€нии умирает.

—ловом, роман, написанный в 1910 г. смело можно назвать пр€мым наследником романтизма: тут и ужасы, и личность, наход€ща€с€ в конфликте с обществом Ц который, Ђконечно, виноват Ц но он не виноватї, как и положено романтическому герою (и романтическому злодею). Ќеудивительно, что роман пользуетс€ любовью читателей до сих пор. –омантически настроенные девушки проливают слЄзы над судьбой Ёрика, недоумева€, как могла  ристина предпочесть –аул€ Ц но в реальной жизни выход€т замуж именно за нормальных, надЄжных мужчин, подобных –аулюЕ

» конечно, фильм не раз привлекал кинематографистов. ѕервый раз он был экранизирован в 1925 г. Ц фильм был немым. »сполнитель главной роли сам придумал грим и до последнего момента держал его в секрете Ц исполнительница роли  ристины впервые увидела его на съЄмках сцены, где Ёрик снимает перед ней маску Ц и крик ужаса, вырвавшийс€ у актрисы, оказалс€ натуральным.

ѕотом роман был экранизирован в 1943 г. Ц но сюжет претерпел изр€дные изменени€: Ёрик из таинственного и могущественного Ђпризракаї превратилс€ в обычного бедного скрипача Ц и не менее заур€дного убийцу. ≈щЄ дальше от оригинала оказалс€ фильм 1962 г. Ц здесь Ёрик погибает, спаса€  ристину отЕ падающей люстры.

» уж совсем вольно обошлись с романом создатели фильма 1989 г. Ц правда, в таком виде сюжет приблизилс€ к готическому роману: Ёрик продал душу дь€волу, чтобы публика полюбила его музыку. ЂЌо только твою музыку люди и полюб€тї, Ц сказал дь€вол и обезобразил лицо композитора. ≈щЄ более причудливой представл€етс€ трактовка, данна€ в фильме 1989 г: Ёрик Ц брошенный ребЄнок, спасЄнныйЕ театральными крысами!

√ораздо большее почтение к литературному первоисточнику про€вил американский композитор Ё.Ћ.”эббер, создавший мюзикл по роману √.Ћеру. ѕравда, и там имели место некоторые незначительные изменени€ сюжета Ц но при переработке романа в либретто это неизбежно. ѕремьера состо€лась в 1986 г. в ¬ест-Ёнде и в 1988 г. на Ѕродвее. Ђѕризрак оперыї оказалс€ самым Ђдолгоиграющимї мюзиклом, обогнав даже знаменитых Ђ ошекїЕ

» конечно Ц мюзикл был экранизирован! Ёто сделал в 2004 г. режиссЄр ƒж.Ўумахер. √лавную роль исполнил красавец ƒж.Ѕатлер, а Ђуродствої ѕризрака было сведено к следам от ожогов на половине лица, не особенно скрывающим красоту актЄра (что, несомненно, способствовало любви к герою со стороны сентиментальных юных леди Ц заставл€€ их даже не замечать его преступлений). ¬от этот фильм завоевал истинную любовь зрителей.

» любовь не ослабевает! ¬ одной только социальной сети Ђ¬контактеї число групп, посв€щЄнных Ђѕризраку оперыї, составл€ет 190 (и в некоторых количество членов исчисл€етс€ тыс€чами). я уж не говорю о многочисленных фан-сайтах, произведени€х в жанре фан-фикшнЕ

¬ чЄм же секрет успеха Ђѕризрака оперыї? Ќе в том ли, что с таким героем очень легко себ€ идентифицировать: в конце концов, мало кто из нас соответствует идеалам красоты Ц а быть любимым хочетс€ всемЕ ƒругой аспект воспри€ти€ этого сюжета Ц сострадание к главному герою: € не какой-нибудь жестокий субъект, € сочувствую несчастному, отвергнутому всеми человеку, обиженному природой Ц это так греет самооценкуЕ

Ѕыло бы неплохо, если бы люди смогли перенести такое сострадание в реальный мирЕ но Ц увы! Ц как показывает практика, до этого ещЄ далеко.


spe
Ќадежда «аколюкина

Ѕлест€ще!!! јвтор "в теме"! ќчень подробно, содержательно и с глубоким смыслом! +++

spe
ћилана √ейко

Ћеночка, интересна€ стать€!!! ј € совсем недавно прочла книгу, в прошлом году. ѕонравилась. » стать€ классна€! +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+