icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Культура и искусство

Как «Призрак оперы» завоевал мир?

  • 2209
  • 6

Как «Призрак оперы» завоевал мир?

Р
Разговор о «Призраке оперы» правильнее всего начать с французского писателя Гастона Леру (1868 -1927). Писатель этот прославился как автор детективных романов – но роман, о котором у нас пойдёт речь, отнюдь не детектив. Он написан в готическом жанре – но назвать его готическим романом в полном смысле тоже нельзя: здесь нет ни одного истинно мистического явления, ни одного призрака…

Пусть не обманывает название: главный герой, известный как «призрак оперы», вполне реальный живой человек по имени Эрик, к тому же, настоящий homo universal: он и композитор, и скрипач, и органист, и архитектор, и изобретатель… но увы, природа наделила его не только многочисленными талантами, но и исключительно уродливым лицом, похожим на череп, внушавшим отвращение даже его родителям (которое он с детства прячет под маской), что сделало его изгоем . После довольно бурной жизни, в которой были и выступления в ярмарочных балаганах, и служба в качестве «живой игрушки» у жены султана (явно обладающей садистскими наклонностями), он принимает участие в проектировании и строительстве театра Гранд-опера в Париже. Это позволяет ему реализовать давнюю мечту – построить дом на берегу подземного озера, где можно спрятаться от жестокости мира… а заодно – создать в самом здании театра множество тайных ходов и хитроумных механизмов, известных только ему – и позволяющих впоследствии успешно разыгрывать роль призрака – настолько успешно, что дирекция выплачивает ему изрядную сумму, чтобы не было опять несчастных случаев.

Со временем внимание Эрика привлекает молодая хористка Кристина Дайе. В детстве отец-музыкант рассказывал Кристине сказку про «ангела музыки» – и Эрику удаётся убедить девушку, что он и есть тот самый ангел, посланный покойным отцом (благодаря одному из изобретений Эрика она не видит его, а только слышит его голос) – и начинает заниматься с ней вокальной техникой. Благодаря этим занятиям ей удаётся раскрыть свой талант – ей даже доверяют заменять заболевшую примадонну… А главное – Кристина становится первой и единственной любовью Эрика.

Но проблема не только во внешности Эрика: будучи вечно отверженным, он не научился строить человеческие взаимоотношения (чтобы заполучить девушку он не остановится ни перед чем – он готов даже взорвать театр), к тому же, у него есть счастливый соперник – молодой аристократ Рауль, друг детства Кристины… После множества перипетий с истинно готическим оттенком, достойным триллера, Кристина и Рауль обретают обычное человеческое счастье, а Эрик в отчаянии умирает.

Словом, роман, написанный в 1910 г. смело можно назвать прямым наследником романтизма: тут и ужасы, и личность, находящаяся в конфликте с обществом – который, «конечно, виноват – но он не виноват», как и положено романтическому герою (и романтическому злодею). Неудивительно, что роман пользуется любовью читателей до сих пор. Романтически настроенные девушки проливают слёзы над судьбой Эрика, недоумевая, как могла Кристина предпочесть Рауля – но в реальной жизни выходят замуж именно за нормальных, надёжных мужчин, подобных Раулю…

И конечно, фильм не раз привлекал кинематографистов. Первый раз он был экранизирован в 1925 г. – фильм был немым. Исполнитель главной роли сам придумал грим и до последнего момента держал его в секрете – исполнительница роли Кристины впервые увидела его на съёмках сцены, где Эрик снимает перед ней маску – и крик ужаса, вырвавшийся у актрисы, оказался натуральным.

Потом роман был экранизирован в 1943 г. – но сюжет претерпел изрядные изменения: Эрик из таинственного и могущественного «призрака» превратился в обычного бедного скрипача – и не менее заурядного убийцу. Ещё дальше от оригинала оказался фильм 1962 г. – здесь Эрик погибает, спасая Кристину от… падающей люстры.

И уж совсем вольно обошлись с романом создатели фильма 1989 г. – правда, в таком виде сюжет приблизился к готическому роману: Эрик продал душу дьяволу, чтобы публика полюбила его музыку. «Но только твою музыку люди и полюбят», – сказал дьявол и обезобразил лицо композитора. Ещё более причудливой представляется трактовка, данная в фильме 1989 г: Эрик – брошенный ребёнок, спасённый… театральными крысами!

Гораздо большее почтение к литературному первоисточнику проявил американский композитор Э.Л.Уэббер, создавший мюзикл по роману Г.Леру. Правда, и там имели место некоторые незначительные изменения сюжета – но при переработке романа в либретто это неизбежно. Премьера состоялась в 1986 г. в Вест-Энде и в 1988 г. на Бродвее. «Призрак оперы» оказался самым «долгоиграющим» мюзиклом, обогнав даже знаменитых «Кошек»…

И конечно – мюзикл был экранизирован! Это сделал в 2004 г. режиссёр Дж.Шумахер. Главную роль исполнил красавец Дж.Батлер, а «уродство» Призрака было сведено к следам от ожогов на половине лица, не особенно скрывающим красоту актёра (что, несомненно, способствовало любви к герою со стороны сентиментальных юных леди – заставляя их даже не замечать его преступлений). Вот этот фильм завоевал истинную любовь зрителей.

И любовь не ослабевает! В одной только социальной сети «Вконтакте» число групп, посвящённых «Призраку оперы», составляет 190 (и в некоторых количество членов исчисляется тысячами). Я уж не говорю о многочисленных фан-сайтах, произведениях в жанре фан-фикшн…

В чём же секрет успеха «Призрака оперы»? Не в том ли, что с таким героем очень легко себя идентифицировать: в конце концов, мало кто из нас соответствует идеалам красоты – а быть любимым хочется всем… Другой аспект восприятия этого сюжета – сострадание к главному герою: я не какой-нибудь жестокий субъект, я сочувствую несчастному, отвергнутому всеми человеку, обиженному природой – это так греет самооценку…

Было бы неплохо, если бы люди смогли перенести такое сострадание в реальный мир… но – увы! – как показывает практика, до этого ещё далеко.

spe
Надежда Заколюкина

Блестяще!!! Автор "в теме"! Очень подробно, содержательно и с глубоким смыслом! +++

spe
Милана Гейко

Леночка, интересная статья!!! А я совсем недавно прочла книгу, в прошлом году. Понравилась. И статья классная! +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+