Немалую роль в развитии или, наоборот, удушении творчества имеют и социальные факторы. Если вокруг креативные личности и таланты единомышленников просто "бьют ключом", проще развить и свои способности. Нас "усредняет" средняя школа. Делай как все! "Не моги" ошибаться! Ты двоечник! Ты бездельник! Замечания и бесконечные одёргивания строят детей в одну шеренгу, превращая их в нечто среднее...что совсем не способствует развитию личностей и их творческих способностей. Правда, некоторые новые школьные программы с пониманием относятся к этому вопросу. Так, если раньше в школе мы все, как один, учили указанные стишки, то теперь часто предлагается выбор - например, выучить и рассказать любые стихи о весне; стихи, посвященные какому-то празднику, например, Новому году.
Реализация своей индивидуальности, своих творческих задатков - это важный вопрос для любого человека. Хорошо, если есть хороший наставник, учитель, тренер. Говорят, что не только талантливые певцы, музыканты, художники имеют какие-то свои врождённые психофизические особенности, а так же несомненные физиологические и анатомические особенности нервной системы. Особые задатки есть у будущих талантливых футболистов, боксёров, лыжников. Для их определения существуют тесты.
Ещё один интересный факт: на основе одних и тех же природных задатков могут развиваться разные способности. Ещё: задатки тоже развиваются. А бывает и так, что совсем не имея особых природных данных, человек развивает в себе какие-то способности. Известны случаи успешных баскетболистов не самого высокого роста. Валентин Дикуль, после тяжёлой болезни позвоночника смог стать известным спортсменом-тяжелоатлетом. Леонид Утёсов и Клавдия Шульженко пели больше "душой", чем голосом...подобных примеров много. Стремиться к чему-то определённому, изучать, постигать, делать шаги в сторону успеха - очень часто в таком случае побеждает настойчивость и целеустремленность.
Внутренний творческий потенциал, как бесценное сокровище человека, можно определить с помощью известного теста Леонардо да Винчи. Насколько семь основных способностей личности развиты и соотносятся между собой, можно говорить о сфере их применения и самореализации.
А именно, умение видеть суть вещей, не размениваясь по мелочам.
Талант наблюдать различные явления.
Редкое дарование не просто слушать, а слышать собеседника.
Уметь выражать словами то, что чувствуешь, знаешь и видишь.
Способность передавать состояние.
Умение созидать, создавать (а не только разрушать и потреблять).
И, наконец, дар "не тупить", а находить креативные решения.
Пройдите этот тест и он поможет вам сделать новые открытия в себе самом.