icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

 ак по€вилась опера?

  • 2683
  • 3

 ак по€вилась опера?

Ё
Ёта истори€ начинаетс€ совсем как новеллы ƒж.Ѕокаччо: Ђ∆или во ‘лоренцииЕї ќ да, это была ‘лоренци€ Ц Ђстолицаї ренессансного искусства. » пусть золотой век италь€нского возрождени€ осталс€ позади Ц этот город ещЄ сохран€л своЄ значение в мире искусства, а герцоги “осканские оставались его ценител€ми.

“ак вот, жил во ‘лоренции граф ƒжованни Ѕарди Ц известный ценитель прекрасного, который оказывал покровительство композиторам ¬инченцо √алилею, ƒжакопо ѕери, ѕьеро —троцци и поэту ќттавио –инуччини. „то объедин€ло этих людей? ѕрежде всего, недовольство современным состо€нием современного им музыкального искусства, где Ђсопрано бегало по верхней террасе, бас прогуливалс€ внизу, а тенор блуждал в лабиринте средних этажейї Ц такую уничижительную характеристику давали в те времена полифонии, царствовавшей тогда в музыке. “акого рода недовольство всегда возникает на стыке эпох Ц в данном случае ¬озрождени€ и барокко, когда старое постепенно исчерпывает себ€ Ц и человеку хочетс€ чего-то нового. ¬от и теперь на смену предельно усложнЄнной полифонии строго стил€ всЄ увереннее шЄл стиль гомофонно-гармонический, более привычный сегодн€ нам: чЄтко выдел€ема€ мелоди€, Ђцарствующа€ї над сопровождающими еЄ голосами.

»менно к этому стилю т€готели участники ‘лорентийской камераты Ц именно под таким названием вошло в историю музыки то Ђнеформальное содружествої, о котором мы говорили. »х Ђзнаменемї была античность (не забудем, что это были Ђпр€мые наследники италь€нского ¬озрождени€!) Ц с еЄ благородной простотойЕ правда, об античной музыке они могли судить только по литературным описани€м, еЄ образцы были расшифрованы намного позднее Ц и всЄ же они искренне верили, что могут возродить еЄ.

√лавной же целью они избрали возрождение античной трагедии Ц так, как они еЄ себе представл€ли.  онечно, ни о какой пр€мой преемственности с античной традицией тут говорить нельз€, ноЕ “радици€ была! ≈щЄ в —редневековье на –ождество и ѕасху и на площад€х, и даже в храмах разыгрывали сцены из —в€щенного ѕисани€, сопровождаемые музыкойЕ ¬от и теперь участники  амераты решили создать спектакль, где персонажи будут не говорить, а петь под аккомпанемент музыкальных инструментов Ц Drama per musica (драма в музыке), именно так они представл€ли себе античную трагедию.

ѕервым опытом в этом плане стало произведение под названием Ђƒафнаї. “екст написал ќттавио –инуччини, а музыку Ц ƒжакопо ѕери. Ќа сегодн€шний день мы мало знаем о Ђƒафнеї Ц уцелели лишь фрагменты. Ќо насто€щим прорывом стало следующее совместное творение ќ.–инуччини и ƒж.ѕери Ц ЂЁвридикаї, на сюжет известного греческого мифа о певце ќрфее, который отправилс€ в царство мЄртвых за своей супругой Ёвридикой. »стори€ о беспредельной силе любви Ц и музыки!

 аким было это произведение? Ёто было даже не совсем пение Ц скорее мелодизированный речитатив (нечто среднее между пением и омузыкаленной декламацией). —опровождал его ансамбль, состо€щий из басовой лютни, гитары, лиры и отдалЄнного предшественника фортепиано Ц клавичембало, а начало спектакл€ возвещали фанфары. Ѕыли здесь и хоры Ц оп€ть же по образу и подобию греческой трагедии Ц пастухи, нимфы, подземные духиЕ

¬от такой спектакль был представлен флорентийской публике 6 окт€бр€ 1600 года Ц в день бракосочетани€ плем€нницы √ерцога “осканского ћарии ћедичи с французским королЄм √енрихом IV. —овременники говорили, что присутствовали в этот день ещЄ на одном бракосочетании Ц театра и музыки!

ѕравда, приуроченность спектакл€ к свадебному торжеству сыграла злую шутку: торжество нельз€ было омрачать, и авторам пришлось Ц вопреки литературному первоисточнику Ц Ђприклеить хэппи-эндї, как бы мы сейчас сказали. ¬ результате традици€ Ц делать во опере счастливый конец во что бы то ни стало Ц утвердилась надолгоЕ

 онечно, впоследствии она была преодолена. ¬прочем, с оперой происходили и другие изменени€. “ак, фанфарные сигналы, первоначально игравшие такую же роль, как звонок в современном театре, постепенно Ђперерослиї в относительно самосто€тельный оркестровый фрагмент Ц увертюру (впрочем, оркестровым вступление может предвар€тьс€ не только опера в целом, но и отдельный акт Ц в этом случае вступление называетс€ антрактом). ќпера приобрела номерную структуру Ц деление на относительно завершЄнные фрагменты: сольные, ансамблевые (дуэты, трио, квартеты и т.д.) и хоровые Ц которые стали соедин€тьс€ между собой речитативами.

ќх, и доставалось же этой самой номерной структуре! ¬ сущности, вс€ истори€ оперы Ц это во многом борьба между номерной структурой и сквозным (т.е. непрерывным) музыкальным развитием. “радиционно последнее считаетс€ более прогрессивным, ноЕ пожалуй, можно назвать только одну оперу, где сквозное развитие полностью победило Ц Ђѕелеас и ћелизандаї  .ƒебюсси. ¬ы еЄ не знаете? Ќеудивительно! ≈Є став€т очень редко Ц и € пон€ла, почему, когда мне всЄ же посчастливилось еЄ послушать: эту оперу очень т€жело воспринимать! Ёто нескончаемый музыкальный поток, где уху трудно за что-то зацепитьс€ Ц нет Ђостровковї в идее арий, дуэтов и т.п. ¬прочем, точно так же забыты оперы, порождЄнные кризисом жанра на рубеже XVII-XVIII вв., когда Ц по меткому выражению италь€нского певца “.√обби Ц Ђпримадонны заливались, как канарейкиї, а композиторы были вынуждены им потакать. √лавной задачей стала демонстраци€ колоратур Ц а о содержательной стороне никто толком и не заботилс€, опера напоминала Ђконцерт в костюмахї, переставь арии Ц и ничего не изменитс€Е

¬прочем, как сказал тот же “.√обби, трудно назвать эпоху, когда не говорили бы о кризисе оперы! Ќе €вл€етс€ и исключением и наше врем€: не трудно заметить, что современна€ публика предпочитает шедевры XVIII-XIX века творени€м современных композиторов. ¬прочем, от слова Ђсовременныйї применительно к музыке публика шарахаетс€ уже давно Ц так еЄ запугали в течение XX века!  аким станет век XXI дл€ музыки вообще и дл€ оперы в частности Ц покажет будущее.


spe
Ћариса ѕопруга

»нтересна€ стать€+
Ќаверное, чтобы по-насто€щему оценить такой жанр как опера, нужно быть подготовленным слушателем. ƒругое дело, мо€ любима€ оперетта!

mas
ћарк Ѕлау

ќ да, это была ‘лоренци€ Ц Ђстолицјї ренессансного искусства.
»справьте досадную очеп€тку

—тать€ классна€. ∆аль, что неделю был вдали от »нета, с удовольствием бы "украл" эту тему.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+