icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќкружающий мир

 ак по€вилась музыка?

  • 9518
  • 4

 ак по€вилась музыка?

ћ
ћузыка Ц самое совершенное из искусств.

ѕусть это утверждение не обидит никакое другое искусство Ц оно соответствует объективной реальности, и доказать это нетрудно.

ƒл€ начала разберЄмс€, что такое искусство вообще.

ѕсихологи (в частности, академик ј.Ћеонтьев) определ€ют его как де€тельность, направленную на коммуникацию (т.е. передачу от человека к человеку) информации особого рода, и информаци€ эта Ц личностный смысл предметов и €влений. Ћичностный смысл Ц это смысл, которым предмет или €вление обладает дл€ конкретного человека, Ђзначение дл€ мен€ї Ц в отличие от Ђравнодушногої объективного значени€. “ак, цветок, который  армен бросает ’озе Ц это не просто растение, это знак внимани€, а ничем не примечательна€ улочка на окраине города станет дл€ вас св€щенным местом, если вы там впервые увидели свою возлюбленнуюЕ

Ќо чтобы стать произведением искусства, личностный смысл должен превратитьс€ в общезначимый. “ак, живша€ 4 века назад девочка ћаргарита (пусть даже королевска€ дочь) вр€д ли могла бы сегодн€ кого-то заинтересовать, если бы и дл€ ƒ. ¬еласкеса, и дл€ нас с вами еЄ образ не воплощал бы невинное оба€ние детства вообще: девочка на картине прит€гивает наш взор, потому что за ней сто€т все дети мира Ц и наши собственные дети, которых мы любим, и те дети, которыми были когда-то мы самиЕ Ћичностный смысл, которым обладала инфанта ћаргарита дл€ художника, переплавлен им в обобщЄнное пон€тие Ц и вновь усвоен нами как личностный! ¬от какую сложную операцию проделывает живопись (а также скульптура) над конкретными образами окружающего мира, которые она фиксирует. Ќа €зыке психологии это называетс€ абстракцией Ц и представл€ет собой одно из высших про€влений мышлени€, характерное только дл€ разумного существа Ц человека.

¬ искусстве слова Ц поэзии, литературе Ц такое абстрагирование идЄт более Ђпр€мымї путЄм: слово Ц само по себе абстракци€ (ведь Ђдом вообщеї или Ђженщину вообщеї тоже нельз€ увидеть). Ќо всЄ-таки писатель, чтобы мы пон€ли его обобщЄнные идеи, должен облечь их в форму какого-то конкретного сюжета с местом и временем действи€, и даже лирическа€ поэзи€ в той или иной степени конкретизирует.

¬ музыке же абстракци€ достигает предела: здесь вообще ничего конкретного нет! ƒаже если произведение имеет название, конкретизирующее смысл (т.н. программна€ музыка) Ц конкретизаци€ эта остаЄтс€ достаточно условной. “ак, если вы не знаете, что звучит увертюра-фантази€ ѕ.».„айковского Ђ–омео и ƒжульеттаї, вы в принципе можете св€зать эту музыку с событи€ми шекспировской трагедии Ц а можете и не св€зать, единственное, что будет дл€ вас очевидно Ц это воплощЄнные в ней абстрактные пон€ти€ Ц любовь, враждаЕ ¬от оно Ц самое сердце искусства: воплощение вечных обобщЄнных идей, этих Ђквинтэссенцийї опыта человечества Ц без вс€ких опосредованных отражений в виде конкретных образов Ц от разума к разуму! »менно поэтому содержание музыки сложно передать словами: музыкальна€ интонаци€ находитс€ со словами в таком же соотношении, как слово Ђдеревої со всеми дубами, берЄзами и пальмами мира.

 ак же могло родитьс€ такое совершенное искусство?

ћузыка родилась вместе с человеческой цивилизацией. јрхеологи не раз находили музыкальные инструменты каменного века Ц специально обработанные кости мамонта, издающие звук при ударе, кост€ные дудочки. Ќо если о музыкальной жизни наших предков мы можем только догадыватьс€, то о многих племенах, живущих первобытным строем в позднейшие времена, известны достоверные факты. ” многих таких народов юноша, чтобы получить статус взрослого мужчины Ц полноправного члена племени Ц должен был продемонстрировать не только силу, ловкость и охотничьи навыки, но и умение играть на флейте (в р€де случаев Ц не только ртом, но и носом) и исполнить мелодию собственного сочинени€.

 огда люди начали изготавливать музыкальные инструменты, точно неизвестно. Ќо в любом случае, чтобы это произошло, человек должен был освоить самый древний инструмент, по сей день считающийс€ самым совершенным Ц человеческий голос.

√лавна€ особенность голоса (котора€ есть не только у нас, но и у всех высших животных) заключаетс€ в том, что он чутко реагирует на эмоциональное состо€ние своего носител€: стоит вам разволноватьс€ Ц и интонации голоса пойдут вверх. Ќо есть и обратный эффект: если с вами говор€т громко и пронзительно Ц вы начинаете возбуждатьс€. “аким образом сформировалс€ своеобразный биоакустический код, служащий дл€ передачи эмоциональных состо€ний. ѕри этом неважно, чем это состо€ние вызвано Ц передаЄтс€ Ђгнев вообщеї, Ђстрадание вообщеї и т.п. Ц эмоции обобщаютс€ и абстрагируютс€.

ќт такого биоакустического кода до пени€ был один шаг. —амое древнее пение представл€ло собой то, что музыканты называют глиссандо Ц скольжение голосом. ¬последствии в нЄм выделились Ђточкиї Ц звуки, обладающие определЄнной высотой Ц т.н. тоны. ѕоследовательность таких тонов слагаетс€ в интонации, стро€щиес€ по принципу эмоционального биоакустического кода.

ќсвоив тоны и интонации, древний человек не мог не заметить, звуки определЄнной высоты издают и некоторые предметы: пола€ кость, если в неЄ подуть, нечто пустое (например, дуплистое дерево), если по нему ударить, тетива лукаЕ “ак родились три разновидности музыкальных инструментов, которые существуют до сих пор: духовые, струнные, ударные. ќни видоизмен€лись, усложн€лись Ц но основа осталось прежней. ¬ позднейшие времена добавились ещЄ и электронные инструменты Ц они по-своему красивы, они зан€ли свою нишу Ц и всЄ же в них нет того Ђпривкуса человеческой кровиї, который присущ инструментам акустическим.

Ќе мог древний человек не заметить и того, что пропета€ фраза лучше слышна, чем произнесЄнна€, более доходчива, больше привлекает внимание и лучше запоминаетс€Е может, и небожители скорее нас услышат и склон€тс€ к нашим мольбам, если обращатьс€ к ним с пением? “ак уже при своЄм рождении музыка оказалась неразрывно св€зана со св€щеннодействиемЕ

 роме Ђпространственной координатыї Ц звуковысотности Ц музыка обладает ещЄ и Ђвременной координатойї. »зменение звука по высоте развЄртываетс€ во времени Ц и врем€ это требует определЄнной организации. “ака€ организаци€ называетс€ ритмом. ѕон€тие ритма существует не только в музыке Ц и везде оно св€зано с некой повтор€емостью событий, периодичностью, внос€щей пор€док.

 аждый из вас может проделать несложный опыт: включите метроном (не современный электронный, где сильна€ дол€ выдел€етс€ более высоким звуком Ц а механический, где все удары одинаковы) и послушайте несколько минут. „ерез какое-то врем€ вы вместо монотонных ударов начнЄте слышать Ђраз-два, раз-дваї или Ђ раз-два-три, раз-два-триї. ѕочему так происходит? ƒа потому, что наша жизнеде€тельность сама подчинена ритмам! ¬ определЄнном ритме бьЄтс€ сердце, периодичность свойственна циклу Ђвдох-выдохїЕ Ёти циклы тоже реагируют на эмоции Ц и ими (как и в случае с биоакустическим кодом) тоже можно управл€ть извне, задава€ определЄнный ритм! ¬от почему засыпает ребЄнок под колыбельную песню, вот почему вызывает тревогу Ђсбивающийс€ї, неустойчивый ритм музыкиЕ

¬ этом и заключаетс€ парадокс музыкального искусства: уход€ корн€ми в физиологию, в животное начало в человеке, оно €вл€ет собой высшее про€вление абстрактного мышлени€ Ц поэтому музыка захватывает человека целиком, от низших уровней психики до высших.

¬от так просто и естественно она говорит о самом сложном и высоком.

» потому мы не представл€ем себе жизни без музыки.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+