icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Иличкина
Культура и искусство

Как наши предки относились к женскому блуду и женской чести?

  • 1945
  • 7

Как наши предки относились к женскому блуду и женской чести?

В
В 1719 году общество потряс громкий судебный процесс. Петр I лично приговорил к смертной казни фрейлину своей супруги Екатерины. Подсудимая Мария Гамильтон убила своего незаконнорожденного младенца. Ни уговоры Екатерины, ни просьбы высокопоставленных лиц, ни тот факт, что когда-то фрейлина находилась в связи с самим Петром, не смогли смягчить царя. Он лично присутствовал при колесовании женщины.

Подобные судебные процессы были большой редкостью в России. Такие христианские добродетели, как целомудрие и супружеская верность всегда ценились очень высоко. А понятие женской чести занимало особое место в русской культуре. Вспомнить хотя бы "Песнь про удалого купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова:

"Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич."

А он всего-то сорвал платок с головы купеческой жены. Обычай покрывать волосы очень древний. Наши предки считали, что замужняя женщина с открытыми волосами могла накликать многие несчастья: неурожай, падеж скота, голод. Ходить без платка было большим позором. А где-то простоволосых женщин и вовсе называли колдуньями. Даже возникла поговорка: "Спаси меня от колдуна, да от бабы простоволосой". Сорвать с женщины головной убор означало надругательство над ней, вся ее семья воспринимало это как глубокую обиду.

Не меньшее оскорбление - обвинить незамужнюю девицу в "незаконной связи". На этот случай во многих крестьянских общинах собирался целый совет из уважаемых женщин. Этот совет проводил осмотр девушки, и горе клеветнику! Суд мог наложить на него штраф, либо сами крестьяне, не дожидаясь приговора, били его батогами.

Целомудрие было главным критерием при выборе невесты. Причем девственность была важнее физической красоты. Потерять невинность до свадьбы было большим позором, а забеременеть и родить "беззаконного" младенца подобно преступлению. Крестьянские девушки избегали встреч с такой горе-невестой, а парни могли и вовсе выгнать ее с молодежных посиделок.

Человек, соблазнивший девицу, вовсе не должен был на ней жениться. В этой ситуации общество было полностью на его стороне. Другое дело, если пара обменялась крестиками или составлено письменное обещание жениться на опозоренной девушке. Тогда от своих слов уже не откажешься, даже священник не имел права венчать этого парня с другой.

Иногда богатое приданое могло сгладить "бесчестие" невесты. В одном из рязанских сел два зажиточных крестьянина сосватали детей с условием приданого в три тысячи рублей. Следующей ночью ворота тестя измазали дегтем. В итоге жених согласился взять невесту только за десять тысяч рублей.

Прелюбодеяние всегда считалось у православных большим грехом. На Страшном Суде за него придется нести наказание, но и суд человеческий не оставлял блуд без внимания. Изобличенного в измене супруга (или супругу) могли заключить в монастырь или тюрьму. За такое преступление можно было провести под стражей от трех недель до четырех месяцев. В некоторых селах обманутый муж мог наказать соблазнителя своей жены телесно или в воскресный день провести его по улице в женском платье.

Тяжелее всего приходилось незаконнорожденным детям. Крестьяне верили, что по ночам к ним приходят кикиморы и пугают своим шипением, свистом и стуком.

spe
Милана Гейко

И я прочла с интересом, интересно было увидеть ответ нашего современника на вопрос. Хорошо написано, приятным и чистым языком. Юлечка - мои +++ :):):)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+