icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Olek Lewandowsky
Техника и Интернет

Дирижабли – незаслуженно забытое старое?

  • 2828
  • 7

Дирижабли – незаслуженно забытое старое?

Д
Дирижабль — это управляемый летательный аппарат, которому не нужно затрачивать усилия двигателей на поддержание состояния полета, ведь в воздухе он держится благодаря заполненной легким воздухом (как правило, водородом или гелием) или вакуумом оболочке. То есть, если говорить простым языком, дирижабль это нечто среднее между воздушным шаром и самолетом. Дирижабль значительно превосходит воздушный шар (своего предшественника) по всем параметрам. А уступает современным самолетам и вертолетам только в двух категориях: скорость и зависимость от погодных условий (ветра). Во всем остальном этот старомодный летательный аппарат значительно лучше своих «собратьев». Дирижабль экономичен, ему не требуется дорогостоящее сооружение аэропорта, он более грузоподъемный и, самое главное, надежный. Однако, несмотря на прекрасные технические и экономические характеристики этот прекрасный покоритель воздушных океанов сегодня незаслуженно отправлен в музей прошлого. Почему вышло так, что в массовом сознании дирижабль - это анахронизм прошлого? И заслуженно ли дирижабли отправлены на пенсию?

Посмотрим на историю дирижаблей. Разработки управляемых аэростатов проводились в разных странах. Франция дала миру изобретателя дирижабля - Жан Батист Мари Шарль Мёнье придумал первый управляемый аэростат с тремя пропеллерами, которые приводились в движение силами 80 человек. Еще один француз Анри Жиффар создал дирижабль с паровым двигателем. Русский ученый Константин Циолковский разработал проект грузового дирижабля.

Однако, осуществить идею проектирования, производства и использования дирижаблей в полной мере удалось на заводе легендарного графа Фердинанда фон Цеппелина. Граф-дурак, именно так назвали Цеппелина его соотечественники, когда он построил в своем имении на берегу Боденского озера небольшую мастерскую по производству дирижаблей. Целых восемь лет и все состояние знаменитой фамилии Цеппелинов понадобилось для осуществления первого полета немецкого дирижабля 2 июля 1900 года. Цеппелин LZ 1 под управлением графа Фердинанда пробыл в воздухе около 20 минут. Понадобилось еще около двадцати лет, чтобы дирижабли завоевали свое место в небе.

Первым боевым крещением стала первая мировая война, когда 18 немецких цепеллинов наводили ужас на врагов Германии. Особенно досталось Великобритании, где за дирижаблями установилась тяжелая «слава» убийц детей. Это и неудивительно, ведь первая в истории мировой авиации массовая воздушная бомбардировка состоялась в мае 1915 года, когда армада цеппелинов нанесла бомбовый удар по Лондону.

Гражданские дирижабли отлично зарекомендовали себя при перевозке грузов и людей. Немецкие цеппелины и дирижабли ведущих стран (США, Франции, Великобритании, Италии и Норвегии) совершали кругосветные и регулярные трансатлантические перелеты. Полеты на дирижаблях были намного комфортнее, чем на самолетах современных авиакомпаний. На том же «Гинденбурге» был установлен рояль, чтобы пассажирам было приятно проводить время в полете.

Дирижабли еще успели внести свой вклад в победу во время второй мировой войны. В СССР четыре дирижабля (СССР В-1, СССР В-12, Малыш и Победа) совершили более 1500 вылетов. В основном, советские дирижабли использовались для заправки аэростатов заграждения, перевозки грузов и тренировки личного состава. После войны, в Севастополе, для поиска и обезвреживания мин, а также поиска затонувших судов, успешно использовался дирижабль «Победа». После недолгой боевой работы, тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Ф. Октябрьский запросил две эскадры дирижаблей, однако … эра дирижаблей закончилась.

6 мая 1937 года, 19 часов 20 минут, база военно-морских сил Лейкхерст, США. Самый красивый летательный аппарат и самый большой дирижабль в мире - цеппелин LZ 129 «Гинденбург», сделав круг почета над Манхеттеном, сбрасывает причальные канаты. Маленькая вспышка в районе 4-го газового отсека и... происходит одна из самых загадочных катастроф в области воздухоплавания, которая приводит к завершению короткой, но романтичной эры дирижаблей. Катастрофа с «Гинденбургом» стала символическим концом карьеры дирижаблей и сегодня они незаслуженно забыты.

Почему такой прекрасный и, главное, экономичный летательный аппарат оказался забыт? Причины на самом деле всего две. Первая — использование горючего водорода. Вторая — катастрофа «Гинденбурга», свидетелями которой стали как обычные зрители, так и журналисты (а уж журналисты постарались разнести ужасающие фотографии с места катастрофы по всему миру).

Однако, наши современники не забыли о дирижаблях. Сегодня вопрос о массовом использовании этих воздушных красавцев поднят на правительственном уровне в России и Казахстане. В США существуют проекты стратосферного дирижабля. Скоро и у нас появится возможность ступить на борт круизного дирижабля и насладиться сказочным путешествием в каюте с прозрачным полом... и прямо под нами медленно проплывут знакомые города и села, реки, моря и океаны.

mas
Дмитрий Неткачев

Может кто-то и подумает, что век дирижаблей канул в лету. На самом деле сегодня рассматриваются проекты возрождения дирижаблей, только принципы их построения несколько иные: появились легкие и прочные материалы. Использование дирижаблей будет оправдано при строительстве линий электропередач, в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями.
Подумалось, что и сам с удовольствием провел бы время, совершая неторопливый перелет, рассматривая нашу землю. Нечто вроде круиза. +.

tra
Иван Барашков

Мне тоже!
Убеждён, дирижабли вернуться. Конечно, почту (или кофе в постель) они носить нам вряд ли будут. Но бороздить необъятные Сибирские просторы должны точно! Водород уже догодались заменить гелием, оболочку тоже укрепили. Осталось всего-ничего... Заставить ветер дуть в нужную нам сторону с нужной силой. Плюс ещё одна "почти" несущественная деталь: создать необходимую критическую массу "лобби" в ведомствах, принимающих решение. И всё, дело сделано!
Но надо спешить. Ввиду малой плотности коренного населения... Впрочем, это уже совсем другая история.
Уважаемый Olek, с удовольствием плюсую!

deb
Olek Lewandowsky

Спасибо за оценки и комментарии! Я тоже убежден, что за дирижаблями будущее. Просто им немного не повезло в самом начале. Но уж больно современные проекты дирижаблей похожи на то, что мы видим в фантастических романах, а фантасты очень редко ошибаются. Да и прокатится на комфортном круизном дирижабле над просторами земли, под музыку Моцарта и Шопена наверное вряд ли кто-то откажется:)

deb
Наталья Реутова

класс!!! Последнее предложение прямо завораживает - воображение уже подключилось!!! +++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+