Посмотрим на историю дирижаблей. Разработки управляемых аэростатов проводились в разных странах. Франция дала миру изобретателя дирижабля - Жан Батист Мари Шарль Мёнье придумал первый управляемый аэростат с тремя пропеллерами, которые приводились в движение силами 80 человек. Еще один француз Анри Жиффар создал дирижабль с паровым двигателем. Русский ученый Константин Циолковский разработал проект грузового дирижабля.
Однако, осуществить идею проектирования, производства и использования дирижаблей в полной мере удалось на заводе легендарного графа Фердинанда фон Цеппелина. Граф-дурак, именно так назвали Цеппелина его соотечественники, когда он построил в своем имении на берегу Боденского озера небольшую мастерскую по производству дирижаблей. Целых восемь лет и все состояние знаменитой фамилии Цеппелинов понадобилось для осуществления первого полета немецкого дирижабля 2 июля 1900 года. Цеппелин LZ 1 под управлением графа Фердинанда пробыл в воздухе около 20 минут. Понадобилось еще около двадцати лет, чтобы дирижабли завоевали свое место в небе.
Первым боевым крещением стала первая мировая война, когда 18 немецких цепеллинов наводили ужас на врагов Германии. Особенно досталось Великобритании, где за дирижаблями установилась тяжелая «слава» убийц детей. Это и неудивительно, ведь первая в истории мировой авиации массовая воздушная бомбардировка состоялась в мае 1915 года, когда армада цеппелинов нанесла бомбовый удар по Лондону.
Гражданские дирижабли отлично зарекомендовали себя при перевозке грузов и людей. Немецкие цеппелины и дирижабли ведущих стран (США, Франции, Великобритании, Италии и Норвегии) совершали кругосветные и регулярные трансатлантические перелеты. Полеты на дирижаблях были намного комфортнее, чем на самолетах современных авиакомпаний. На том же «Гинденбурге» был установлен рояль, чтобы пассажирам было приятно проводить время в полете.
Дирижабли еще успели внести свой вклад в победу во время второй мировой войны. В СССР четыре дирижабля (СССР В-1, СССР В-12, Малыш и Победа) совершили более 1500 вылетов. В основном, советские дирижабли использовались для заправки аэростатов заграждения, перевозки грузов и тренировки личного состава. После войны, в Севастополе, для поиска и обезвреживания мин, а также поиска затонувших судов, успешно использовался дирижабль «Победа». После недолгой боевой работы, тогдашний командующий Черноморским флотом адмирал Ф. Октябрьский запросил две эскадры дирижаблей, однако … эра дирижаблей закончилась.
6 мая 1937 года, 19 часов 20 минут, база военно-морских сил Лейкхерст, США. Самый красивый летательный аппарат и самый большой дирижабль в мире - цеппелин LZ 129 «Гинденбург», сделав круг почета над Манхеттеном, сбрасывает причальные канаты. Маленькая вспышка в районе 4-го газового отсека и... происходит одна из самых загадочных катастроф в области воздухоплавания, которая приводит к завершению короткой, но романтичной эры дирижаблей. Катастрофа с «Гинденбургом» стала символическим концом карьеры дирижаблей и сегодня они незаслуженно забыты.
Почему такой прекрасный и, главное, экономичный летательный аппарат оказался забыт? Причины на самом деле всего две. Первая — использование горючего водорода. Вторая — катастрофа «Гинденбурга», свидетелями которой стали как обычные зрители, так и журналисты (а уж журналисты постарались разнести ужасающие фотографии с места катастрофы по всему миру).
Однако, наши современники не забыли о дирижаблях. Сегодня вопрос о массовом использовании этих воздушных красавцев поднят на правительственном уровне в России и Казахстане. В США существуют проекты стратосферного дирижабля. Скоро и у нас появится возможность ступить на борт круизного дирижабля и насладиться сказочным путешествием в каюте с прозрачным полом... и прямо под нами медленно проплывут знакомые города и села, реки, моря и океаны.