icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

ƒеметра.  то така€ ƒеметра?

  • 5515
  • 4

ƒеметра.  то така€ ƒеметра?

Ќ
Ќе самое попул€рное, но всЄ же относительно распространЄнное мужское им€ Ц ƒмитрийЕ в старину оно звучало как ƒимитрий, и происходит от греческого Demetrios, что значит Ц Ђпосв€щЄнный ƒеметреї. „то же это за богин€, которой Ђпосв€щеныї многие ныне живущие мужчины?

ќбраз достаточно древний. ¬первые мы находим Ђследыї ƒеметры в микенских тестах, где еЄ им€ звучит как Da-ma-te, соотнос€сь с ¬еликой Ѕогиней-матерьюЕ к этому образу восходит не одно женское божество древнегреческого пантеона Ц но Ѕогин€-мать многолика. ≈сли јфина, например, олицетвор€ет Ђдикуюї и опасную природную силу женского начала Ц то ƒеметра €вл€ет собой иной женский лик мира Ц лик мирный, силу рождающую и питающуюЕ что рождает и кормит всЄ живое Ц от растений до людей?  онечно, земл€. — ней Ц с «емлЄй-кормилицей Ц и св€зан образ ƒеметры (в слав€нском пантеоне тоже есть така€ богин€ Ц ћать-—ыра «емл€).

ќбраз ƒеметры чрезвычайно привлекателен Ц женщина с волосами цвета пшеницы, прекрасна€ и добра€, особенно к земледельцам. »менно она научила людей Ц в лице “риптолема, сына элевсинского цар€ Ц обрабатывать землю, се€ть пшеницу и подарила ему колесницу, запр€жЄнную двум€ крылатыми драконами, на которой он облетел всю «емлю, везде обуча€ людей земледелию и засева€ землю пшеничными зЄрнами, дарованными богиней.

Ѕогин€ не только научила людей земледелию Ц она ещЄ и Ђоплодотворилаї пол€ своей рождающей силой, сочета€сь браком на трижды вспаханном поле с критским земледельческим богом »асионом Ц ведь дл€ древнего человека была совершенно очевидна параллель между брачным ложем и засе€нным полем, пока цивилизаци€ не внесла свои коррективы! ќт св€щенного брака ƒеметры и »асиона рождаютс€ двое сыновей: ѕлутос и ‘иломел.

ѕлутосЕ не путать с ѕлутоном: ѕлутон Ц это римское им€ јида, правител€ царства мЄртвых, а ѕлутос Ц персонаж греческий, бог богатства, изображаемый обычно с рогом изобили€ в рукахЕ что вполне пон€тно: что же может принести изобилие, процветание и богатство, как не земледелии?

ј вот второй сын ƒеметры и »асиона Ц ‘иломел Ц в противоположность ѕлутосу, был беден. ѕравда, он купил у богатого брата двух быков и изобрЄл повозку Ц и был обращЄн в созвездие ¬олопаса (видимо, скотоводство представл€лось в тем времена менее надЄжным источником средств к существованию, чем земледелие).

Ќо ведь земл€ не только рождает и кормит Ц она ещЄ и принимает в себ€ умершихЕ было бы странно, если бы образ Ѕогини-ћатери, Ѕогини-«емли не оказалс€ св€зан со смертью. » св€зь така€ действительно есть Ц через дочь ƒеметры ѕерсефону (на Ђ€зыкеї мифологии сын или дочь означает воплощение, ипостась, грань образа).

ѕерсефона была дочерью ƒеметры и «евса (о да, легче сказать, какие героини древнегреческой мифологии не имели от него детей, чем перечислить всех, удостоившихс€ такой чести!) Ц и в неЄ влюбилс€ не кто иной, как сам јид, владыка царства мЄртвых. ќн похищает девушку у матери Ц и ƒеметра скитаетс€ по свету в поисках дочери. ¬ Ёлевсине еЄ встречают дочери цар€  еле€ и привод€т в дом отца. ƒеметра не хочет раскрывать своЄ истинное лицо, но вход€ в дом, она ударилась о притолоку Ц и по дому распространилось чудесное си€ние. “огда царица пон€ла, что перед ней не проста€ смертна€, и хотела усадить гостью на почЄтное место Ц но ƒеметра отказалась. —корбь еЄ была так велика, что она не замечала ничего вокруг, отказывалась от еды и вина Ц улыбнутьс€ еЄ заставили лишь изложенные в стихах не вполне пристойные шутки служанки ямбы, дочери ѕана и нимфы Ёхо (отсюда пошЄл стихотворный метр €мб).

¬ доме, давшем ей приют, ƒеметра ухаживает за царским сыном ƒемофонтом. Ѕогин€ так полюбила ребЄнка, что решила сделать его бессмертным Ц дл€ этого она натирает младенца амброзией и закал€ет в огне. «а этим-то и застала еЄ царица. “ут уж пришлось богине открыть, кто она есть. ƒеметра приказала построить храм в еЄ честь Ц и сидела в нЄм в чЄрных одеждах, предава€сь скорби.

ј когда богин€ плодороди€ погружаетс€ в столь глубокую скорбь Ц хорошего не жди: земл€ перестаЄт приносить плоды, люди умирают от голода, а главное Ц не принос€т жертв богам! —ловом, «евс решил прин€ть меры Ц и повелел јиду вернуть ѕерсефону матери. ѕерсефона ещЄ могла вернутьс€ из царства мЄртвых Ц ведь всЄ это врем€ она отказывалась там от пищи (по законам мифологической логики Ц не Ђприв€залаї себ€ к тому миру), но перед возвращением всЄ же проглотила три гранатовых зерна, которые дал ей јид Ц теперь она была обречена вернутьс€ в царство мЄртвыхЕ

¬ конечном итоге, «евс прин€л решение, которое удовлетворило всех: в качестве свадебного дара был принесЄн остров —ицили€ Ц так ƒеметра стала покровительницей этого острова; ѕерсефона же с тех пор полгода проводит в царстве јида (тогда ƒеметра вновь предаЄтс€ скорби Ц и на «емле наступает осень, а потом зима), полгода Ц на ќлимпе (тогда ƒеметра радуетс€ Ц и приходит весна, а потом лето), а чтобы мать могла видеть еЄ отовсюду, ѕерсефона поднимаетс€ на небо Ц в образе созвезди€ ƒевыЕ ¬прочем, по другим источникам, созвездие ƒевы Ц это сама ƒеметра.

ѕримечательно, что Ђна космическом поприщеї ƒеметра разделила судьбу другой греческой богини, происход€щей от крито-микенской ¬еликой Ѕогини-ћатери Ц јфины ѕаллады: ÷ерерой (римским именем ƒеметры) в 1801 г. назвали вновь открытую планету (название было выбрано не случайно Ц обсерватори€ располагалась в —ицилии, которой Ц как мы уже говорили Ц покровительствовала ƒеметра), но объект оказалс€ не Ђполноценнойї планетой Ц а всего лишь карликовой планетой в по€се астероидовЕ правда, тут ƒеметре повезло несколько больше, чем јфине: объект весьма примечательный Ц самый большой в по€се астероидов, имеющий сферическую форму (как Ђнасто€ща€ї планета), а главное Ц возможно, под еЄ лед€ной поверхностью есть жидка€ водаЕ и потому некоторые исследователи надеютс€ обнаружить там зачатки жизни! Ќет ли здесь некоего мистического совпадени€ Ц быть может, ƒеметра-÷ерера демонстрирует свою рождающую силу? Ќа этот вопрос ещЄ предстоит ответитьЕ


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+