Образ достаточно древний. Впервые мы находим «следы» Деметры в микенских тестах, где её имя звучит как Da-ma-te, соотносясь с Великой Богиней-матерью… к этому образу восходит не одно женское божество древнегреческого пантеона – но Богиня-мать многолика. Если Афина, например, олицетворяет «дикую» и опасную природную силу женского начала – то Деметра являет собой иной женский лик мира – лик мирный, силу рождающую и питающую… что рождает и кормит всё живое – от растений до людей? Конечно, земля. С ней – с Землёй-кормилицей – и связан образ Деметры (в славянском пантеоне тоже есть такая богиня – Мать-Сыра Земля).
Образ Деметры чрезвычайно привлекателен – женщина с волосами цвета пшеницы, прекрасная и добрая, особенно к земледельцам. Именно она научила людей – в лице Триптолема, сына элевсинского царя – обрабатывать землю, сеять пшеницу и подарила ему колесницу, запряжённую двумя крылатыми драконами, на которой он облетел всю Землю, везде обучая людей земледелию и засевая землю пшеничными зёрнами, дарованными богиней.
Богиня не только научила людей земледелию – она ещё и «оплодотворила» поля своей рождающей силой, сочетаясь браком на трижды вспаханном поле с критским земледельческим богом Иасионом – ведь для древнего человека была совершенно очевидна параллель между брачным ложем и засеянным полем, пока цивилизация не внесла свои коррективы! От священного брака Деметры и Иасиона рождаются двое сыновей: Плутос и Филомел.
Плутос… не путать с Плутоном: Плутон – это римское имя Аида, правителя царства мёртвых, а Плутос – персонаж греческий, бог богатства, изображаемый обычно с рогом изобилия в руках… что вполне понятно: что же может принести изобилие, процветание и богатство, как не земледелии?
А вот второй сын Деметры и Иасиона – Филомел – в противоположность Плутосу, был беден. Правда, он купил у богатого брата двух быков и изобрёл повозку – и был обращён в созвездие Волопаса (видимо, скотоводство представлялось в тем времена менее надёжным источником средств к существованию, чем земледелие).
Но ведь земля не только рождает и кормит – она ещё и принимает в себя умерших… было бы странно, если бы образ Богини-Матери, Богини-Земли не оказался связан со смертью. И связь такая действительно есть – через дочь Деметры Персефону (на «языке» мифологии сын или дочь означает воплощение, ипостась, грань образа).
Персефона была дочерью Деметры и Зевса (о да, легче сказать, какие героини древнегреческой мифологии не имели от него детей, чем перечислить всех, удостоившихся такой чести!) – и в неё влюбился не кто иной, как сам Аид, владыка царства мёртвых. Он похищает девушку у матери – и Деметра скитается по свету в поисках дочери. В Элевсине её встречают дочери царя Келея и приводят в дом отца. Деметра не хочет раскрывать своё истинное лицо, но входя в дом, она ударилась о притолоку – и по дому распространилось чудесное сияние. Тогда царица поняла, что перед ней не простая смертная, и хотела усадить гостью на почётное место – но Деметра отказалась. Скорбь её была так велика, что она не замечала ничего вокруг, отказывалась от еды и вина – улыбнуться её заставили лишь изложенные в стихах не вполне пристойные шутки служанки Ямбы, дочери Пана и нимфы Эхо (отсюда пошёл стихотворный метр ямб).
В доме, давшем ей приют, Деметра ухаживает за царским сыном Демофонтом. Богиня так полюбила ребёнка, что решила сделать его бессмертным – для этого она натирает младенца амброзией и закаляет в огне. За этим-то и застала её царица. Тут уж пришлось богине открыть, кто она есть. Деметра приказала построить храм в её честь – и сидела в нём в чёрных одеждах, предаваясь скорби.
А когда богиня плодородия погружается в столь глубокую скорбь – хорошего не жди: земля перестаёт приносить плоды, люди умирают от голода, а главное – не приносят жертв богам! Словом, Зевс решил принять меры – и повелел Аиду вернуть Персефону матери. Персефона ещё могла вернуться из царства мёртвых – ведь всё это время она отказывалась там от пищи (по законам мифологической логики – не «привязала» себя к тому миру), но перед возвращением всё же проглотила три гранатовых зерна, которые дал ей Аид – теперь она была обречена вернуться в царство мёртвых…
В конечном итоге, Зевс принял решение, которое удовлетворило всех: в качестве свадебного дара был принесён остров Сицилия – так Деметра стала покровительницей этого острова; Персефона же с тех пор полгода проводит в царстве Аида (тогда Деметра вновь предаётся скорби – и на Земле наступает осень, а потом зима), полгода – на Олимпе (тогда Деметра радуется – и приходит весна, а потом лето), а чтобы мать могла видеть её отовсюду, Персефона поднимается на небо – в образе созвездия Девы… Впрочем, по другим источникам, созвездие Девы – это сама Деметра.
Примечательно, что «на космическом поприще» Деметра разделила судьбу другой греческой богини, происходящей от крито-микенской Великой Богини-Матери – Афины Паллады: Церерой (римским именем Деметры) в 1801 г. назвали вновь открытую планету (название было выбрано не случайно – обсерватория располагалась в Сицилии, которой – как мы уже говорили – покровительствовала Деметра), но объект оказался не «полноценной» планетой – а всего лишь карликовой планетой в поясе астероидов… правда, тут Деметре повезло несколько больше, чем Афине: объект весьма примечательный – самый большой в поясе астероидов, имеющий сферическую форму (как «настоящая» планета), а главное – возможно, под её ледяной поверхностью есть жидкая вода… и потому некоторые исследователи надеются обнаружить там зачатки жизни! Нет ли здесь некоего мистического совпадения – быть может, Деметра-Церера демонстрирует свою рождающую силу? На этот вопрос ещё предстоит ответить…