icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
 ультура и искусство

" ак безрукий? ќн что, ногами иконы пишет"?

  • 1799
  • 21

" ак безрукий? ќн что, ногами иконы пишет"?

ƒ
ƒо сент€бр€ 1918 года в —амарском  афедральном соборе, отдельно от иконостаса, висела, освещаема€ лампадкой, икона весьма оригинального письма. Ѕыло в ней нечто лубочное, непосредственное и до того искреннее, что при взгл€де на нее у расчувствовавшихс€ прихожан сами собой наворачивались слезы.

ѕо€вилась эта икона в стенах главного губернского храма в конце 1881 года, когда сам самарский губернатор јлександр ƒмитриевич —вербеев подарил ее собору в лице его насто€тел€. »кона до того понравилась благочинному, что он счел необходимым поблагодарить губернатора специальным письмом, как за сам факт подарка, так и за Ђвеликое художество иконы, пред которою было отслужено благодарственное √осподу Ѕогу молебствие о здравии и многолетии всех православных христиан и писавшаго икону раба Ѕожи€ √ригори€ї. (Ђ азански€ √убернски€ ¬едомостиї, 1883, є43, стр.4.)

»кона, особенно в первые дни ее по€влени€ в храме, привлекала особое внимание. ƒело в том, что Ђписавший икону раб Ѕожий √ригорийї был живописцем-самоучкой и калекой от рождени€.

Ц  ак, вы разве этого не знаете? Ц спрашивали всеведущие старушки-богомолки впервые посещающих собор. Ц ƒа как же! ¬едь енту икону безрукий рисовал!

Ц  ак безрукий? Ц удивл€лись те. Ц ќн что, ногами иконы пишет?

Ц ј у него и ног нетути. ќн зубами рисует!

јвтор этой иконы, действительно, писал ее зубами, точнее, кистью, зажатой в зубах. ѕричем он был Ђправшойї Ц работал, либо держа кисть пр€мо передними зубами, либо держа кисть наискосок правыми коренными. Ћевыми коренными зубами он работать не могЕ

∆ивописец-Ђправшаї √ригорий Ќиколаевич ∆уравлев родилс€ в п€тницу, накануне Ђвсе€дной неделиї в €нваре 1860 года в селе ”теевке, ”теевской волости, Ѕуздицкого уезда, —амарской губернии. —емь€ ∆уравлевых ликовала: двое их сыновей умерли в младенчестве, и народившийс€ √ригорий был их единственной надеждой стать опорой в их старости.

30 €нвар€, в день —обора “рех  рестителей, в честь одного из которых, а именно √ригори€ Ѕогослова младенец и получил им€ √ригорий, были крестины, которые счастливые родители отпраздновали весьма лихо: пиво и брага лилась рекой. “олько через несколько дней, когда сошел хмель, родители заметили, что у ребенка что-то неладно с ручками и ножками. ќни просто не шевелились.

ѕошли к Ђбатюшкеї, но тот лишь посоветовал обратитьс€ к уездному доктору. ƒоктор вскоре приехал в ”теевку сам и осмотрел ребенка, уверив отца, что это, де, у малых детей бывает и со временем, чай, пройдет.

Ќе прошло. √ригорий рос, а руки-ноги оставались такими же крошечными, как у грудных детей.

 огда √рише шел четвертый год, отец вз€л его с собой с оказией в —амару, Ц ∆уравлев вез в город хлеб и намеревалс€ показать сына губернским докторам. »х вердикт поверг его в отча€ние.

Ц ¬ылечить это никак нельз€, Ц сказали ему доктора. Ц –уки и ноги у вашего сына Ђсохлыеї, и докторской науке не известно, как сие положение поправл€ть.

ќсобенно жалели √ришу дед с бабкой. ¬ конце концов, они вз€ли внука к себе, дабы, как говорили они односельчанам Ђне утруждал он отца с матерьюї.

√риша рос разговорчивым и смышленым. Ќе единожды лила по сему поводу слезы бабка, сету€ на Ѕога, что не дал он такому умному и развитому дит€те телесного здоровь€. Ќе раз скатывалась в бороду скупа€ слеза дедаЕ

Ќа шестом году жизни √риши случилось происшествие, повли€вшее на всю его судьбу и как-то компенсирующее его телесный ущерб.

 ак-то летом он был вз€т бабушкой к обедне, а по возвращении из церкви был вынут из тележки и посажен за стол. «ан€вшись хоз€йством, она какое-то врем€ не замечала, что внук как-то необычно себ€ ведет. «атем, вернувшись в комнату, она обратила внимание, что √риша как-то ерзает по столу €зыком. ќна подошла и ахнула. ѕозвала деда, и вместе они увидели на столешнице выведенную слюн€ми церковь.

Ц  ак есть храм Ѕожий, Ц рассказывала позже бабка своим знакомым. Ц » колокольн€ тут со звонарем, и паперть, и двери райски€ виднеютс€.

ѕозвали отца с матерью. “е пришли и обомлели, увидев такое творение сына.

ѕошли все вместе к Ђбатюшкеї, рассказали о случившемс€, и благочинный заключил:

Ц ƒолжно, у √ригорь€ вашего способности есть к живописанию. ¬ы вот что: купите-ка ему карандаши да краски. ѕусть себе рисует. јвось, и получитс€ что.

–одители этот благоразумный совет тотчас исполнили, и √ригорий, зажав в зубах карандаш или кисть, стал рисовать. »зображал он все, что видел: печку, стол, стуль€, дома, людей.

ѕотом деде купил ему книжку с картинками, и √риша стал весьма похоже срисовывать и картинки, и буквы.

√одам к дес€ти ему захотелось пон€ть, о чем пишут в книгах. » он попросил отца помочь ему с грамотой. ќтец пошел к сельскому учителю и договорилс€, что будет привозить сына в школу.

Ц “окмо нельз€ ли парнишку мово как-нибудь побыстрее грамоте обучить? Ц попросил отец. Ц „ижало ему будет ходить в школу долго-то.

”читель согласилс€ и на это, и через неполный мес€ц √риша уже вполне овладел грамотой. „итал он по слогам, а писал Ц по буквам.

ќн стал часами просиживать за книгами, которые ему приносили отец с дедом. Ѕольшую часть времени √риша, конечно, отдавал живописи. ќсобенно удавались ему иконы, однако лица, и он сам это замечал, получались какими-то безжизненными, а тени Ц либо слишком светлыми, либо чересчур темными.

¬ 1875 году отец привез сына в —амару, наде€сь, что сбором милостыни √риша прокормит сам себ€ Ц семь€ ∆уравлевых, ежегодно теперь увеличива€сь то на девочку, то на мальчика и уже не могла свести концы с концами.

Ќо √риша стесн€лс€ ’ристова промысла и, рису€, сидел дома в комнатке, уступленной ему каким-то добрым стол€ром, жившем в подвале большого дома.

Ќа его счастье, в том же доме, где жил стол€р, снимал квартиру насто€щий художник, живописец ‘едор ѕетрович “равкин, несколькими годами позже переехавший в  азань и открывший там весьма попул€рную в 80-х годах XIX столети€ школу живописи. ”знав, что в одном с ним доме живет художник, пишущий зубами, он пригласил его к себе. ѕопав в мастерскую “равкина, √ригорий уже €сно увидел свои недостатки и попросил его помочь ему с цветом.

‘едор ѕетрович согласилс€ и с неделю занималс€ с ∆уравлевым, передава€ ему тайны Ђколераї. «атем √риша вернулс€ в деревню и стал уже профессионально писать иконы.

«аказы ему делали часто.  то из деревни придет за новой иконой, а кто и из соседних деревень приедет:

Ц Ќапиши, √риша, мне икону. я тебе за это три гривенничка дам.

ќн работал по п€тнадцать часов в сутки, исполн€€ грошовые заказы. Ќо все же это был доход, крайне не лишний в семье. ј кроме того, он уже не чувствовал себ€ обузой.

¬есной 1881 году самарский губернатор ј.ƒ. —вербеев задумал объехать вверенную ему губернию. ”слышав от кого-то, что в ”теевке живет безрукий и безногий живописец, јлександр ƒмитриевич завернул в эту деревню и велел привезти необычного живописца в волостное правление вместе с его работами.

∆уравлева немедленно доставили в правление, и —вербеев, побеседовав с художником и посмотрев его работы, пригласил его к себе в —амару, пообещав найти дл€ него хорошие заказы.

¬ августе √ригорий прибыл в —амару и пр€мо €вилс€ в √убернаторский дворец. јлександр ƒмитриевич ласково прин€л его, подтвердил свое обещание обеспечить его заказами и нашел дл€ него удобную дл€ работы квартирку. Ђ— этого времени, писал в Ђ¬едомост€хї некто Ђпочтенный авторї - у него началась серьезна€ работа дл€ заработка, преимущественно иконописна€, так как г. √убернатор заказывал ему массу икон, которые предназначал дл€ своих знакомых, просивших сделать эти заказыї. ќдна из этих икон и была подарена  афедральному —обору в —амаре.

¬ веселом расположении духа, при деньгах и обеспеченный заказами, √ригорий вернулс€ к себе в деревню и прин€лс€ было за работу, как вдруг в самый ѕокров семь€ его погорела, насилу оставшись живу. ѕришлось вновь строитьс€, жить по чужим углам и истратить все заработанные в —амаре деньги.

Ќо заказы продолжали идти. ¬ 1882 году √ригорий Ќиколаевич получил весьма крупный и выгодный заказ от самарского епископа —ерафима на восемь икон.   началу 1883 года он написал две из них и сдал епископу.

¬ начале весны ему поступило, с точки зрени€ его отца, еще более выгодное предложение: в ”теевку специально за ∆уравлевым приехал балаганный делец некто —енинский и предложил ему показыватьс€ за деньги в ѕоволжских городах. ќн посулил √ригорию Ќиколаевичу половину всего дохода от стоимости входных билетов и предложил вз€ть с собой дл€ ухода за ним деда с бабкой, об€завшись платить им 20 рублей в мес€ц и содержать всех троих на свой счет.

— первого ма€ 1883 года, предусмотрительно не подписав никакого контракта и выговорив условие отказатьс€ от данного предпри€ти€ в любой момент, ∆уравлев начал показывать свое Ђшоуї в  азани в специально выстроенном дл€ него балагане на Ќиколаевской площади с вывеской Ђ„удо нашего столети€ї, в нескольких шагах от „ерного ќзера.

— 11 утра до 11 вечера он показывал себ€ публике, рису€ карандашом небольшие пейзажи или портреты царской фамилии, которые потом раздавал посетител€м. ѕублика валила в балаган валом.

¬ конце представлений он очень уставал, глаза опухали и слезились, и дед с бабкой отвозили его домой в специальной тележке, благо жили они на той же Ќиколаевской площади, в доме –озенбаума.

ƒавал свои представлени€ в  азани √ригорий Ќиколаевич и летом 1883 года, а вот что с ним сталось позже, мне неведомо. ќднако очень бы хотелось, чтобы дальнейша€ жизнь этого необычного художника-самоучки сложилась счастливо, насколько это возможно.


tra
¬асилий ћодеров

Ћеонид. ¬се что нужно, это привести заголовок в соотв. пункту правил 1.1
¬ том числе и в вашей прошлой статье.
» все будет ќ 

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+