Обращаясь к силам природы, земледельцы мистически – обрядовым способом звали, кликали богатый урожай, весну, дождь. Просили здоровья, счастья, богатства. Разговаривали с радугой и животными, особенно птицами. Буквально любые природные явления и хозяйственные работы крестьянин сопровождал заклинанием – закличкой.
Люди были близки к природе, верили, что она живая, все слышит и если просить – поможет. С приходом христианства языческие обычаи трансформировались, но не исчезли. Отголоски языческих обрядов не только записаны фольклористами, но их до сих пор помнят живые люди, и что самое интересное - применяют.
Так, этнографические экспедиции Воронежского Государственного Университета собрали и записали в деревнях области множество закличек.
Самые любимые заклички – веснянки:
«Жавороночки, перепелочки,
Прилетите к нам,
Весну-красну принесите нам!»
Или
« Выходь, народ!
Становись у ворот,
Весну заклыкать,
Зиму провожать.
Чок, чок, чок,
Прилети куличок,
Принеси весну
На своём хвосту»
Практически в каждом селе сохранились веснянки. С приходом весны их напевают до сих пор. Сохранились и другие обрядовые заклички.
Например, в Вербное воскресенье стегают вербами друг друга и скотину, приговаривая закличку: «Верба хлест, бей до слез! Маслице коровье, бей на здоровье»
В Егорьев день (6 мая) освещают скотину, причем несут кусочек хлеба яблоне (явно языческая традиция) закликая : «Егорий, Егорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотинку». А пастухи гонят стадо с пастбища с закличкой: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает»
На русальную неделю делали чучело русалки, набивая юбку сеном. Потом ее несли на рожь, там трепали и хоронили, приговаривая «Зачем померла? Пожила б еще. А коли померла, пусть рожь уродится!» (Языческая традиция без прикрас. Принесение в символическую жертву).
После уборки урожая катались по земле с закличкой: «Дай мне, мать, сыра земля, назад силу свою»
Семенов день (14 сентября) совпадал с праздником языческого Белбога.
Дети хоронили мух и блох, причитая: «Ни будут лягать. Ни будут на нас глядеть, ни будут на земле сидеть, ни будут нас тревожить»
К Покрову (14 октября), девушки, которые хотели замуж повторяли : «Покрова, Покрова, покрой землю снегом, а мою голову свадебным венком».
Кроме народных обрядовых закличек существует огромный пласт детских закличек, которые в древности несли в себе смысловую языческую нагрузку, но растеряли ее, превратившись в детские прибаутки. Например, «Дождик дождик пуще… или «мышка мышка возьми зубик молочный….», «радуга дуга не давай дождя..», «божья коровка, полети на небко…» и многие другие.
Сегодня заклички скорее шутливые стихи – они утратили свое магическое значение. Но, безусловно, как часть духовного наследия заклички необходимо передавать младшему поколению в качестве яркого и образного примера народного фольклора.