Относительно этимологии этого термина ясно одно: он происходит от греческого слова – а вот от какого? Возможно – от того же, что слово «трофей», т.е. «победный знак» – как воспевание победы Спасителя над смертью. Возможно, «тропос» – образец (применительно к музыке, так назывались лады в греческой системе: лидийский, фригийский и проч.).
В современной православной гимнографии тропарь представляет собой своего роду «музыкальную икону» – «квинтэссенцию» того или иного праздника. Рассмотрим для примера рождественский тропарь:
Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии звездою оучахуся
Тебе кланятися Солнцу Правды
и Тебе ведети с высоты востока:
Господи, слава Тебе.
Как видим, здесь упоминается не только рождение Божественного Младенца как таковое, но и «знаковые события», сопровождающие его: свет Вифлеемской звезды, возвещающей событие вселенского масштаба, и поклонение волхвов – представителей старой языческой учёности, приветствующей в их лице новую веру. Именно это изображается на иконах, посвящённых празднику Рождества.
Таким образом, тропари предельно конкретны – не случайно в них (как и в приведённом рождественском тропаре) часто встречаются такие слова, как «днесь», «ныне» и т.п. – как бы вовлекая молящихся в происходящие события, напоминая, что всё это происходит не «вне времени и пространства», не «где-то и когда-то» – а во вполне реальном «человеческом времени» и напрямую касается каждого из нас.
Но если быть точным, вышесказанное относится к одной конкретной разновидности тропарей – к т.н. отпустительным тропарям (которые могут посвящаться не только праздникам, но и прославлять святого или явление какой-либо иконы) – существуют и другие разновидности:
Тропари канона – строфы, составляющие канон (сложное многострофическое произведение, входящее в состав повечерия, утрени, полунощницы и некоторых других богослужений, прославляющее какого-либо святого или праздник. Количество тропарей в каноне может быть различным: обычно – от двух до шести, но существует и канон, включающий тридцать тропарей.
Стихира – тропарь, который поётся как бы «в ответ» на стих псалма.
Ипакои – «отклик» на песнопение.
Кафизма – «вставка» между разделами песнопения.
Как видим, понятие тропаря при всей своей конкретности довольно многообразно… как и православное церковное пение вообще! Это целый музыкальный мир, который открывает всю свою красоту тем, кто погружается в него достаточно глубоко.