Он существует на стыке множества научных технических отраслей: электроника, механика, химия, металлургия, машиностроение, эргономика (наука об организации эффективного и безопасного труда).
Как область практической деятельности транспортный дизайн существует столько же, сколько существуют сами транспортные средства (ведь отличалась же карета губернатора от крестьянской телеги!), но об идеях, изложенных в теоретической форме, можно говорить к 20-м годам прошлого века. К тому времени был уже накоплен определённый опыт в проектировании и строении автомобилей, и можно было делать некоторые выводы. Одним из первопроходцев в этой области был наш соотечественник, создатель автомобиля «М1», известного в народе как «эмка» (одного из самых популярных в нашей стране до Великой Отечественной войны) инженер А.Н.Кириллов. Он утверждал, в частности, что внешний вид автомобиля должен выражать собой идею движения. Для этого нужно, что на боковых его поверхностях должны доминировать горизонтальные линии, а сзади и спереди – вертикальные, поверхности должны плавно переходить друг в друга. В ту же эпоху автомобильный дизайн делает ещё один шаг к обтекаемой форме – убираются выступающие детали (подножка внутри кузова, фары в крыльях и др.), а также устанавливается наклон лобового стекла. В сущности, эти дизайнерские решения, способствующие не только эстетичному виду автомобиля, но и экономии мощности и топлива, оказывают влияние и на современный автомобильный дизайн.
Впрочем, область действия транспортного дизайна – это не только сами по себе транспортные средства, но и то, что окружает их. Например, современные специалисты в этой области всё чаще обращают внимание на вокзалы, которые во многих городах и по сей день остаются несколько «старомодными», и шире – на железнодорожную сеть в целом. Каким должен быть «вокзал будущего»? Он может, например, быть построен на концепции «движущихся платформ». Это предполагает стыковку городских трамваев со скоростными поездами – пассажиры смогут без пересадок доехать без пересадок от ближайшей к дому остановки туда, куда им нужно (хотя бы и за границу). Фантастика? Нет, вполне конкретная разработка фирмы «Priestmangoode».
Развитие транспортных средств неизбежно тянет за собой и появление новых идей в области транспортного дизайна. Может, когда-нибудь придётся разрабатывать дизайн общественных космопортов… впрочем, это дело будущего, а пока у транспортных дизайнеров и в настоящем работы хватает. Так, сейчас всерьёз задумываются о двухэтажных поездах. И это лишь одна из новейших идей!