icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое теософи€?

  • 1726
  • 3

„то такое теософи€?

—лово Ђтеософи€ї напоминает нам два слова Ц Ђтеологи€ї (богословие) и Ђфилософи€ї (любовь к мудрости). “.о. слово это можно перевести как Ђбогомудриеї. “ак философы- неоплатонисты называли философскую систему, призванную создать единую этику на основе всех религий. — точки зрени€ такой системы, основой познани€ Ѕога становитс€ непосредственное общение с Ќим через мистический экстаз, а не откровение. “акие идеи мы находим и в последующих эпохах: у ѕарацельса и я.ЅЄме, у розенкрейцеров и др.

Ќо в наше врем€ чаще всего мы произносим Ђтеософи€ї, подразумеваем Ђ≈.Ѕлаватска€ї. Ќа рубеже XIX-XX вв. эта дама со своим Ђтеософическимї учением наделала немало шуму, навсегда прославив (с скомпрометировав) термин Ђтеософи€ї. ќна даже удостоилась даже беглого намЄка в Ђ√арри ѕоттереї: фамили€ автора одного из учебников магической школы Ц ¬аблатски Ц это €вно анаграмма еЄ фамили..

∆изнь этой дамы могла бы стать сюжетом приключенческого романа. ƒочь офицера и писательницы, в юности жила традиционную по-светски Ц балы, вечера Ц пока не заинтересовалась литературой из библиотеки еЄ прадедушки ѕ.¬.ƒолгорукова. Ётот человек €вл€лс€ розенкрейцером, а также масоном, а по слухам - общалс€ с самим знаменитым "магом" —ен-∆ерменом. ¬прочем, слухи не особенно претендуют на достоверность: на момент посещени€ нашей страны упом€нутой таинственной личностью ƒолгорукову было только семь лет от роду.

“ри года спуст€ ≈лена ѕетровна, дабы стать независимой, выходит замуж за ереванского вице-губернатора Ѕлаватского. Ѕрак был €вно фиктивным: никаких чувств к этому человеку она не испытывала, скоро покинула его и отправилась путешествовать. √де она только не побывала Ц ¬осточна€ ≈вропа, ≈гипет, √реци€, Ѕлижний ¬осток, ёжна€ и ÷ентральна€ јмерика, »нди€Е — кем только не встречалась: училась фортепианной игре у знаменитого исполнител€ ».ћошалеса, в  аире беседовала с ј.–осоном, впоследствии Ц доктором права, с которым делилась своими планами по Ђраскрепощению человеческой мыслиїЕ

¬прочем, сведени€ об этом времени жизни нашей героини противоречат друг другу. “ак, одна из еЄ сподвижниц утверждает, что с 1855 г. она в течение 7 лет находилась в “ибете, где училась у некоего ћахатмы Ёль ћориа. ѕредполагаетс€, что с ним она встретилась в Ћондоне, а до того Ц видела во сне. —уществование этой личности не подтверждаетс€ ничем кроме свидетельств Ѕлаватской& . ј вот учЄный Ћ. лейн (лицо не столь заинтересованное) свидетельствует, что она в те годы жила в ќдессе со своими родственниками. ќтносительно путешестви€ в »ндию сама ≈лена ѕетровна сообщает, что ей ежемес€чно присылал деньги некий неизвестный житель этой страны, с которым она никогда невстречалась, имени его не знала, но точно следовала маршруту, который он еЄ указывал. Ћюди же, знавшие ≈.Ѕлаватскую, утверждают, что финансовую поддержку она получала исключительно от родныхЕ  акие из этих утверждений внушают большее доверие Ц судите сами.

ѕервым шагом к практическому осуществлению идей по Ђраскрепощению мыслиї становитс€ создание —пиритического общества в  аире в 1871 г. ƒолго оно не просуществовало Ц было распущено из-за финансового скандала. ј вот в —Ўј ≈.Ѕлаватской повезло больше: здесь она знакомитс€ с √.—.ќлкоттом Ц юристом, писателем, участником гражданской войны в —Ўј, известным главным образом тем, что он стал первым выдающимс€ представителем западной цивилизации, прин€вшим буддизм. ¬от он-то и становитс€ еЄ соратником, и они основывают в 1875 г. так называемое “еософическое общество.

Ћозунгом общества становитс€ ЂЌет религии выше истиныї.

Ќово€вленна€ организаци€ позиционирует себ€ скорее как научное, чем как религиозное. ќно призвано "исследовать необъ€сненные законы природы и скрытые силы человека". “ак ли это было в действительности? «а ответом лучше всего обратитьс€ к произведени€м самой ≈.Ѕлаватской. Ќапример, книгу Ђ»з пещер и дебрей »ндостанаї, при всей увлекательности манеры повествовани€, ни один исследователь »ндии не принимает всерьЄз. Ќе выдерживают никакой критики и еЄ рассуждени€ о "семи коренных расах". ѕо утверждению автора, перва€ из них представл€ла собой "студенистых существ". ¬тора€ - "существа с более определЄнным телом", но всЄ ещЄ напоминающие призраков, ростом они были 40 метров и размножались почкованием и спорами. 3€ раса - андрогины, со временем разделившиес€ на два пола, далее последовали 8-метровые атланты и, наконец, современные люди - это "п€та€ раса", причЄм все эти расы были разумными... ƒостаточно сложно доказать всЄ это научно - но Ѕлаватской и еЄ последовател€м это было и не нужно, поскольку в целом идеи госпожи Ѕлаватской весьма далеки от науки. ¬ самом общем виде, они свод€тс€ к следующему: всегда существовала одна истинна€ религи€, тайно передаваема€ посв€щЄнными, а многообразие существовавших и существующих религий Ц выдумки жрецов. –азумеетс€, теософы претендуют на знание именно этой Ц истинной Ц религии (действительно, зачем какие-то научные доказательства тем, кто владеет "высшей истиной", центр которой даже вне человечества)Е в чЄм же она заключаетс€?

»сходна€ точка ¬селенной Ц некий јбсолют, Ѕезличный ѕринцип. ƒругое основополагающее пон€тие теософии - ¬ысша€ “риада, в еЄ состав вход€т Ќепро€вленный Ћогос, ѕотенциальна€ мудрость и ¬селенска€ ћыслеоснова. „ерез Ќепро€вленный Ћогос в мир нисход€т божественные энергии, всЄ мироздание содержит в себе это изначальное творческое начало Ц поэтому вс€ природаматери€ одушевлена (привет от философии пантеизма). ќтражение про€вленного јбсолюта - это человек-микрокосм (привет из герметической философии —редневековь€ и ¬озрождени€). —амоспасение мира достигаетс€ посредством развити€ каждого такого индивидуума-микрокосма, которое происходит через цепь реинкарнаций согласно законам кармы (тоже ничего принципиально нового - привет из »ндии). “ака€ вот Ђмешанинаї из самых разных философий, религийЕ примечательно, что в подобной мешанине находилось место даже Е ’ристу! ѕравда, теософы признавали не исторического »исуса из Ќазарета, а Ђкосмическогої, воплощавшегос€ и в  ришне, и в Ѕудде, и др.Е а раз Ђвоплощенийї было так много Ц почему бы не быть ещЄ одному, здесь и сейчас?

» такое Ђвоплощениеї нашлось. ¬ 1909 г. в индийском городе јдь€ре теософ „.”.Ћедбитер, считавший себ€ €сновид€щим, прогулива€сь, орбратил внимание на 14-летнего подростка ƒжидду  ришнамурти. ѕо свидетельствам современников, то был мальчик ничем не примечательный и весьма неопр€тнвй, но теософ был поражЄн Ђсамой замечательной из виденных им аурой, аурой без малейшей частицы эгоизмаї. ¬от этот мальчик и стал Ђпроводником ћирового ”чител€ї. ј.Ѕезант, видна€ де€тельница теософического общества, оформила над ним и его братом опекунство, несмотр€ на то, что отец мальчиков пыталс€ воспреп€тствовать этому через суд.

ћальчик за полгода вполне сносно выучил английский €зык, а главное Ц под руководством Ћедбитера предпринимал Ђастральные путешестви€ї, дабы получить наставлени€ от Ђћирового ”чител€ї.  роме этого, были спортивные тренировки, уроки по школьной программе, а также йога и медитаци€. “ренировки шли хорошо, школьные предметы давались с трудом. ѕправда, юноша неплохо осваивал €зыки, а также научилс€ разбиратьс€ в механизмах, но в университет посутпить так и не удалось. ƒабы подготовить общество к €влению Ђмессииї, была учреждено новое теософское сообщество Ц ќрден «везды ¬остока, перед членами которого  ришнамурти впервые выступил публично в 1911 г. ќратором он был далеко не самым лучшим, но со временем кое-чему научилс€.   Ђпришествию богаї теософы готов€тс€ основательно. ѕодготовка продолжаетс€ более 10 лет, и дело не ограничиваетс€ духовными упражнени€ми Ц они приобретают земельные участки, а в јвстралии Ц даже амфитеатр, где  ришнамурти должен будет выступить, когда в него ЂвойдЄт богїЕ

“ем временем, брат  ришнамурти, сопровождавший его всЄ это врем€, заболевает туберкулЄзом. ƒрузь€-теософы убеждают, что никакой опасности нет, ведь и он, и его брат под защитой ¬еликих ”чителейЕ  огда же в 1925 г. брат умирает, это заставл€ет  ришнамурти трезво взгл€нуть на теософию. ќн распускает ќрден «олотой «везды, возвращает деньги и собственность тем, кто делал пожертвовани€ этому ордену и порывает с теософами. ¬последствии он создаЄт свою собственную философскую систему и организует несколько школ. ќни существуют до сих пор, но сам  ришнамурти осталс€ недоволен результатами их работы: по его словам, оттуда не вышло ни одного нового ума.

ј что же теософы? ≈щЄ до Ђпровалаї с  ришнамурти в их среде по€вл€ютс€ те, кто понимает: учение выродилось в какую-то пропаганду изуродованного буддизма, причЄм наблюдаетс€ €вный антихристианский уклон Ц и это становитс€ опасным, как люба€ агрессивна€ пропаганда, направленна€ против чего-либо. ¬ противовес этому –.Ўтайнер, изначально сочувствовавший теософии, создаЄт другое учение Ц антропософию ќн пытаетс€ объединить теософическое учение с христианством, но при этом сохран€ет идею реинкарнации, котора€, как он считает, присуща абсолютно всему сущему Ц даже звЄздам и планетам.

ƒругое Ђответвлениеї теософии Ц де€тельность супругов –ерихов. ¬ трудах ≈лены –ерих тоже делаетс€ попытка соединить христианскую этику с восточным мистицизмомЕ „то, впрочем, не помешало –ерихам в конце XX гг.доставить в ћоскву некий текст, €кобы посланный советскому правительству таинственными махатмами из √ималаев. “ам приветствовалось разрушение храмов и разрушение культуры вообще Ц ради построени€ нового мираЕ если это и была попытка защититьс€ от преследовани€ советской властью Ц то €вно не лучша€Е„то же касаетс€ попыток синтеза теософии и христианства, то не надо быть христианским богословом, чтобы пон€ть: они изначально были обречены на неудачу. ћожно сказать, что теософи€ и христианство противоположны: перва€ исходит из идеи сокровенного знани€, открытого немногим, второе же "по опредлению" открыто дл€ всех.

Ѕыли у ≈.ѕ. Ѕлаватской и другие последователи. Ђ„еловечество €сно делитс€ на Ѕогом-вдохновленных людей и на низшие существа. –азница в умственных способност€х между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикар€ми, как например, островит€не ёжного ћор€, необъ€снима никакими другими причинамиї. ¬ы думаете, это написал √итлер? ¬ы ошибаетесь, это из Ђ“айной доктриныї госпожи Ѕлаватской. Ќо то, что √итлер и иже с ним были с этими иде€ми знакомы Ц несомненно. “ак что можно с уверенностью сказать:идеи теософии получили практическое воплощение. ѕожалуй, иначе и быть не могло: философска€ система, основывающа€с€ на идее некой тайной истины, доступной лишь узкому кругу избранных-адептов, в конечном итоге должна была породить политическую систему, реализующую идею "избранности" самым ужасающим образом.

» до сих пор это учение находит сторонников. —тоит ли присоедин€тьс€ к их числу Ц думаетс€, ответ очевиден. » нельз€ не согласитьс€ с русским философом Ѕ.¬ышеславцевым: ЂЌадо знакомитьс€ с ¬остоком по его подлинным древним пам€тникам, не нужны переделки, которые имеютс€ в теософииї.


deb
»ван »ванов

¬ќ“ Ё“ј ƒј - ¬ќ“ Ё“ќ —“ј“№я _ я ¬ Ўќ ≈!!!!! Ќ≈“ —Ћќ¬ ѕ–ќ—“ќ

spe
Ћариса ѕопруга

ƒа, объем впечатл€ет и подано хорошо, но восторг »вана не раздел€ю. —тать€, на мой взгл€д, не объективна, €вно видно однозначно негативное отношение автора к Ѕлаватской, –ерихам и ко всему, что идет в разрез с постулатами христианской религии.  онечно, автор имеет полное право иметь свое мнение и высказывать его. ћного писать не буду, скажу просто, что много читала о Ѕлаватской и ее последовател€х и оппонентах.  стати, это были разные точки зрени€. Ќо дл€ себ€ € сделал вывод - это была высоко образованна€, талантлива€ женщина. ƒа, это был неординарный человек, в чем-то она заблуждалась, чего-то не знала, но это свойственно всем, кто ищет истину и хочет познать мир с разных сторон. ≈стественно, что религиозные адепты этого в корне не признают и считают ересью. ¬ ƒнепропетровске даже существует мемориальный музей, посв€щенный семье Ѕлаватской, там очень интересна€ экспозици€. ј о Ќиколае и ≈лене –ерихах даже писать не буду, думаю все знают, что это были за люди и об их вкладе в мировую культуру. ј проводить пр€мую параллель между учением Ѕлаватской и нацизмом м€гко говор€ некорректно. ≈стественно, эта стать€ имеет право на существование, но кому интересно получить полные и объективные знани€ о теософии, Ѕлаватской и –ерихах и составить свое мнение, читайте и другие материалы.

spe
≈лена  «атуранова

ѕолностью согласна с Ћарисой. я считаю, что вообще в стать€х по тому или иному вопросу, категоричности и однозначности, места быть не должно. “ем более, если мы даем конкретное определение на конкретный вопрос.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+