icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Что такое теософия?

  • 1989
  • 3

Что такое теософия?

С
Слово «теософия» напоминает нам два слова – «теология» (богословие) и «философия» (любовь к мудрости). Т.о. слово это можно перевести как «богомудрие». Так философы- неоплатонисты называли философскую систему, призванную создать единую этику на основе всех религий. С точки зрения такой системы, основой познания Бога становится непосредственное общение с Ним через мистический экстаз, а не откровение. Такие идеи мы находим и в последующих эпохах: у Парацельса и Я.Бёме, у розенкрейцеров и др.

Но в наше время чаще всего мы произносим «теософия», подразумеваем «Е.Блаватская». На рубеже XIX-XX вв. эта дама со своим «теософическим» учением наделала немало шуму, навсегда прославив (с скомпрометировав) термин «теософия». Она даже удостоилась даже беглого намёка в «Гарри Поттере»: фамилия автора одного из учебников магической школы – Ваблатски – это явно анаграмма её фамили..

Жизнь этой дамы могла бы стать сюжетом приключенческого романа. Дочь офицера и писательницы, в юности жила традиционную по-светски – балы, вечера – пока не заинтересовалась литературой из библиотеки её прадедушки П.В.Долгорукова. Этот человек являлся розенкрейцером, а также масоном, а по слухам - общался с самим знаменитым "магом" Сен-Жерменом. Впрочем, слухи не особенно претендуют на достоверность: на момент посещения нашей страны упомянутой таинственной личностью Долгорукову было только семь лет от роду.

Три года спустя Елена Петровна, дабы стать независимой, выходит замуж за ереванского вице-губернатора Блаватского. Брак был явно фиктивным: никаких чувств к этому человеку она не испытывала, скоро покинула его и отправилась путешествовать. Где она только не побывала – Восточная Европа, Египет, Греция, Ближний Восток, Южная и Центральная Америка, Индия… С кем только не встречалась: училась фортепианной игре у знаменитого исполнителя И.Мошалеса, в Каире беседовала с А.Росоном, впоследствии – доктором права, с которым делилась своими планами по «раскрепощению человеческой мысли»…

Впрочем, сведения об этом времени жизни нашей героини противоречат друг другу. Так, одна из её сподвижниц утверждает, что с 1855 г. она в течение 7 лет находилась в Тибете, где училась у некоего Махатмы Эль Мориа. Предполагается, что с ним она встретилась в Лондоне, а до того – видела во сне. Существование этой личности не подтверждается ничем кроме свидетельств Блаватской&К. А вот учёный Л.Клейн (лицо не столь заинтересованное) свидетельствует, что она в те годы жила в Одессе со своими родственниками. Относительно путешествия в Индию сама Елена Петровна сообщает, что ей ежемесячно присылал деньги некий неизвестный житель этой страны, с которым она никогда невстречалась, имени его не знала, но точно следовала маршруту, который он её указывал. Люди же, знавшие Е.Блаватскую, утверждают, что финансовую поддержку она получала исключительно от родных… Какие из этих утверждений внушают большее доверие – судите сами.

Первым шагом к практическому осуществлению идей по «раскрепощению мысли» становится создание Спиритического общества в Каире в 1871 г. Долго оно не просуществовало – было распущено из-за финансового скандала. А вот в США Е.Блаватской повезло больше: здесь она знакомится с Г.С.Олкоттом – юристом, писателем, участником гражданской войны в США, известным главным образом тем, что он стал первым выдающимся представителем западной цивилизации, принявшим буддизм. Вот он-то и становится её соратником, и они основывают в 1875 г. так называемое Теософическое общество.

Лозунгом общества становится «Нет религии выше истины».

Новоявленная организация позиционирует себя скорее как научное, чем как религиозное. Оно призвано "исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека". Так ли это было в действительности? За ответом лучше всего обратиться к произведениям самой Е.Блаватской. Например, книгу «Из пещер и дебрей Индостана», при всей увлекательности манеры повествования, ни один исследователь Индии не принимает всерьёз. Не выдерживают никакой критики и её рассуждения о "семи коренных расах". По утверждению автора, первая из них представляла собой "студенистых существ". Вторая - "существа с более определённым телом", но всё ещё напоминающие призраков, ростом они были 40 метров и размножались почкованием и спорами. 3я раса - андрогины, со временем разделившиеся на два пола, далее последовали 8-метровые атланты и, наконец, современные люди - это "пятая раса", причём все эти расы были разумными... Достаточно сложно доказать всё это научно - но Блаватской и её последователям это было и не нужно, поскольку в целом идеи госпожи Блаватской весьма далеки от науки. В самом общем виде, они сводятся к следующему: всегда существовала одна истинная религия, тайно передаваемая посвящёнными, а многообразие существовавших и существующих религий – выдумки жрецов. Разумеется, теософы претендуют на знание именно этой – истинной – религии (действительно, зачем какие-то научные доказательства тем, кто владеет "высшей истиной", центр которой даже вне человечества)… в чём же она заключается?

Исходная точка Вселенной – некий Абсолют, Безличный Принцип. Другое основополагающее понятие теософии - Высшая Триада, в её состав входят Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Через Непроявленный Логос в мир нисходят божественные энергии, всё мироздание содержит в себе это изначальное творческое начало – поэтому вся природаматерия одушевлена (привет от философии пантеизма). Отражение проявленного Абсолюта - это человек-микрокосм (привет из герметической философии Средневековья и Возрождения). Самоспасение мира достигается посредством развития каждого такого индивидуума-микрокосма, которое происходит через цепь реинкарнаций согласно законам кармы (тоже ничего принципиально нового - привет из Индии). Такая вот «мешанина» из самых разных философий, религий… примечательно, что в подобной мешанине находилось место даже … Христу! Правда, теософы признавали не исторического Иисуса из Назарета, а «космического», воплощавшегося и в Кришне, и в Будде, и др.… а раз «воплощений» было так много – почему бы не быть ещё одному, здесь и сейчас?

И такое «воплощение» нашлось. В 1909 г. в индийском городе Адьяре теософ Ч.У.Ледбитер, считавший себя ясновидящим, прогуливаясь, орбратил внимание на 14-летнего подростка Джидду Кришнамурти. По свидетельствам современников, то был мальчик ничем не примечательный и весьма неопрятнвй, но теософ был поражён «самой замечательной из виденных им аурой, аурой без малейшей частицы эгоизма». Вот этот мальчик и стал «проводником Мирового Учителя». А.Безант, видная деятельница теософического общества, оформила над ним и его братом опекунство, несмотря на то, что отец мальчиков пытался воспрепятствовать этому через суд.

Мальчик за полгода вполне сносно выучил английский язык, а главное – под руководством Ледбитера предпринимал «астральные путешествия», дабы получить наставления от «Мирового Учителя». Кроме этого, были спортивные тренировки, уроки по школьной программе, а также йога и медитация. Тренировки шли хорошо, школьные предметы давались с трудом. Пправда, юноша неплохо осваивал языки, а также научился разбираться в механизмах, но в университет посутпить так и не удалось. Дабы подготовить общество к явлению «мессии», была учреждено новое теософское сообщество – Орден Звезды Востока, перед членами которого Кришнамурти впервые выступил публично в 1911 г. Оратором он был далеко не самым лучшим, но со временем кое-чему научился. К «пришествию бога» теософы готовятся основательно. Подготовка продолжается более 10 лет, и дело не ограничивается духовными упражнениями – они приобретают земельные участки, а в Австралии – даже амфитеатр, где Кришнамурти должен будет выступить, когда в него «войдёт бог»…

Тем временем, брат Кришнамурти, сопровождавший его всё это время, заболевает туберкулёзом. Друзья-теософы убеждают, что никакой опасности нет, ведь и он, и его брат под защитой Великих Учителей… Когда же в 1925 г. брат умирает, это заставляет Кришнамурти трезво взглянуть на теософию. Он распускает Орден Золотой Звезды, возвращает деньги и собственность тем, кто делал пожертвования этому ордену и порывает с теософами. Впоследствии он создаёт свою собственную философскую систему и организует несколько школ. Они существуют до сих пор, но сам Кришнамурти остался недоволен результатами их работы: по его словам, оттуда не вышло ни одного нового ума.

А что же теософы? Ещё до «провала» с Кришнамурти в их среде появляются те, кто понимает: учение выродилось в какую-то пропаганду изуродованного буддизма, причём наблюдается явный антихристианский уклон – и это становится опасным, как любая агрессивная пропаганда, направленная против чего-либо. В противовес этому Р.Штайнер, изначально сочувствовавший теософии, создаёт другое учение – антропософию Он пытается объединить теософическое учение с христианством, но при этом сохраняет идею реинкарнации, которая, как он считает, присуща абсолютно всему сущему – даже звёздам и планетам.

Другое «ответвление» теософии – деятельность супругов Рерихов. В трудах Елены Рерих тоже делается попытка соединить христианскую этику с восточным мистицизмом… Что, впрочем, не помешало Рерихам в конце XX гг.доставить в Москву некий текст, якобы посланный советскому правительству таинственными махатмами из Гималаев. Там приветствовалось разрушение храмов и разрушение культуры вообще – ради построения нового мира… если это и была попытка защититься от преследования советской властью – то явно не лучшая…Что же касается попыток синтеза теософии и христианства, то не надо быть христианским богословом, чтобы понять: они изначально были обречены на неудачу. Можно сказать, что теософия и христианство противоположны: первая исходит из идеи сокровенного знания, открытого немногим, второе же "по опредлению" открыто для всех.

Были у Е.П. Блаватской и другие последователи. «Человечество ясно делится на Богом-вдохновленных людей и на низшие существа. Разница в умственных способностях между арийскими и другими цивилизованными народами и такими дикарями, как например, островитяне Южного Моря, необъяснима никакими другими причинами». Вы думаете, это написал Гитлер? Вы ошибаетесь, это из «Тайной доктрины» госпожи Блаватской. Но то, что Гитлер и иже с ним были с этими идеями знакомы – несомненно. Так что можно с уверенностью сказать:идеи теософии получили практическое воплощение. Пожалуй, иначе и быть не могло: философская система, основывающаяся на идее некой тайной истины, доступной лишь узкому кругу избранных-адептов, в конечном итоге должна была породить политическую систему, реализующую идею "избранности" самым ужасающим образом.

И до сих пор это учение находит сторонников. Стоит ли присоединяться к их числу – думается, ответ очевиден. И нельзя не согласиться с русским философом Б.Вышеславцевым: «Надо знакомиться с Востоком по его подлинным древним памятникам, не нужны переделки, которые имеются в теософии».

deb
Иван Иванов

ВОТ ЭТА ДА - ВОТ ЭТО СТАТЬЯ _ Я В ШОКЕ!!!!! НЕТ СЛОВ ПРОСТО

spe
Лариса Попруга

Да, объем впечатляет и подано хорошо, но восторг Ивана не разделяю. Статья, на мой взгляд, не объективна, явно видно однозначно негативное отношение автора к Блаватской, Рерихам и ко всему, что идет в разрез с постулатами христианской религии. Конечно, автор имеет полное право иметь свое мнение и высказывать его. Много писать не буду, скажу просто, что много читала о Блаватской и ее последователях и оппонентах. Кстати, это были разные точки зрения. Но для себя я сделал вывод - это была высоко образованная, талантливая женщина. Да, это был неординарный человек, в чем-то она заблуждалась, чего-то не знала, но это свойственно всем, кто ищет истину и хочет познать мир с разных сторон. Естественно, что религиозные адепты этого в корне не признают и считают ересью. В Днепропетровске даже существует мемориальный музей, посвященный семье Блаватской, там очень интересная экспозиция. А о Николае и Елене Рерихах даже писать не буду, думаю все знают, что это были за люди и об их вкладе в мировую культуру. А проводить прямую параллель между учением Блаватской и нацизмом мягко говоря некорректно. Естественно, эта статья имеет право на существование, но кому интересно получить полные и объективные знания о теософии, Блаватской и Рерихах и составить свое мнение, читайте и другие материалы.

spe
Елена  Затуранова

Полностью согласна с Ларисой. Я считаю, что вообще в статьях по тому или иному вопросу, категоричности и однозначности, места быть не должно. Тем более, если мы даем конкретное определение на конкретный вопрос.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+