icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћюдмила —еребр€кова
 ультура и искусство

„то такое псалом?

  • 13162
  • 5

„то такое псалом?

„то такое псалом? ќтветить на этот вопрос и просто, и сложно. ѕросто потому, что с греческого перевод слова псалом Ц ударение на последнем слоге Ц означает Ђхвалебна€ песньї. “ак называютс€ гимны христианской и иудейской религиозной поэзии и молитвы из ¬етхого «авета. ѕсалмы (множественное число, ударение тоже на последнем слоге) составл€ют ѕсалтирь (19-а€ книга ¬етхого «авета). ј сложно потому, что автором псалмов, по крайней мере, большинства из них, считаетс€ ƒавид Ц идеальный, как его называли, царь »зраил€, воин и псалмопевец.

Ёта замечательна€ личность ветхозаветной истории (1005-965 годы до н.э.) настолько противоречива, что сказать о нем: сочин€л псалмы и исполн€л их под собственный аккомпанемент на музыкальном инструменте псалтирионе, Ц ничего не сказать.

ѕоэтому сначала поговорим о самих псалмах, собранных в ѕсалтирь. ¬сего псалмов сто п€тьдес€т, их условно можно подразделить на молитвы, хвалы, песни и учени€. ћногие композиторы и поэты, с древних времен, перелагали их на музыку и стихи, а народ строил на них свои поговорки и творчество. ѕсалмы исполн€ли не только в церкви во врем€ богослужени€ или дома, в качестве молитв, но даже перед боем и во врем€ передвижени€ строем!

—читаетс€, что эти удивительные произведени€ могут не только подн€ть дух человека, укрепить его сердце, окрылить душу, но и даже повли€ть на судьбу, разрешить неразрешимое, дать совет в самый трудный час, в самом трудном деле. “оесть, они св€зуют человека с √осподом, дают ему такую великую возможность Ц обратитьс€ к самому Ѕогу и быть услышанным им, получить помощь или возблагодарить ќтца Ќебесного.

ћне кажетс€, в них заключена своеобразна€ формула жизни. Ќо, оп€ть же, Ц потому, что создал их человек-царь, и не просто создал, а как бы изложил в них собственную свою жизнь и свое упование на Ѕога во вс€ких ситуаци€х и испытани€х, излил в псалмах свои сокровенные чувства от пережитого и свое раска€ние. » тем самым оставил в псалмах частицу себ€, какое-то невидимое присутствие своей души.

’от€ в церковных книгах, в молитвенниках, например, или в самих выпусках ѕсалтири, ¬ы не найдете особых указаний на авторство ƒавида и непревзойденное его искусство в сочинении псалмов. –азве что несколько строк о том, что псалмопевцу ƒавиду посв€щен 151-й псалом, который содержитс€ и в греческой, и в слав€нской Ѕиблии. ¬ довольно сдержанном тоне читателю преподноситс€ информаци€ о том, что древние молитвенные песнопени€ Ц обращени€ к √осподу нашему Ц получили название псалмов из-за того, что исполн€лись под звучание струн псалтириона. ¬ V веке до –ождества ’ристова их объединили в одну книгу.

¬ середине IX века св€тые равноапостольные  ирилл и ћефодий перевели эту книгу с греческого на слав€нский. ќб этом сообщает преподобный Ќестор Ћетописец. ¬первые по-слав€нски ѕсалтирь была издана в 1491 году в  ракове Ц типографским тиснением с древних рукописей.

¬ современном богослужебном ”ставе ѕравославной ÷еркви указываетс€ на деление псалтири на 20 разделов Ц они названы кафизмами (от греческого Ђсидетьї, это отдельна€ истори€, котора€ гласит, что в древности после псалмов верующие сидели и размышл€ли о пропетом), а кафизмы в свою очередь дел€тс€ на статии или Ђ—лавыї. „итают псалмы в храмах ежедневно за утренним и вечерним богослужением.

ѕолностью ѕсалтирь прочитывают в течение каждой седмицы (недели), а во врем€ ¬еликого поста Ц дважды за седмицу. ѕо прочтении нескольких кафизм или ѕсалтири полностью полагаетс€ читать специальные молитвы. ќтцы и подвижники ÷еркви призывают верующих читать псалмы ежедневно и дома, получа€ духовную пользу, благочестие и чистоту сердца.

»здревле ѕсалтирь читают над преставившимис€ диаконами, монахами и мир€нами (над почившими св€щенниками и епископами читают ≈вангелие). ѕсалмы читают непрерывно до погребени€ и после него Ц в пам€ть об усопшем. ƒелать это может каждый благочестивый мир€нин. ¬о врем€ пени€ или чтени€ псалмов креститьс€ не положено.

ѕеред началом чтени€ псалтири также полагаетс€ читать молитвы, особенно молитву —в€тей ∆ивоначальной “роице. ƒалее Ђпостой мало, дондеже утишатс€ вс€ чувства. “огда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. –цы сие: ЂЅлажен мужЕї тихо и разумно, со вниманием, а не борз€с€, €коже и умом разумевати глаголема€ї. “ак что приступайте к этому делу со всей ответственностью и чистотой души.

ј теперь вернемс€ к царю ƒавиду, чтобы завершить наш рассказ о псалмах и их значении дл€ верующих. ѕоскольку именно ƒавид дал »ерусалиму духовную основу стать городом трех религий и местом пребывани€ √оспода, он и вошел в библейскую и мировую историю как удивительна€ личность, причем, как € уже отмечала, довольно противоречива€.

ƒаже в Ѕиблии повествуетс€ не только о славных, но и о позорных де€них этого цар€, который брал себе все, что ему могло пригл€нутьс€ Ц вещи, скот, женщин. » хот€ он не был безупречен, но доверие к Ѕогу у него было безграничным и выше всего. ѕоэтому и ’ристос Ц не только —ын Ѕожий, но и еще и —ын цар€ ƒавида. ƒа и сам будущий царь, сызмальства пасший овец, не случайно был избран царствовать. ѕотом и один из пророков известил, что именно от ƒавидового рода произойдет ћесси€. »осиф и ƒева ћари€ были из рода ƒавидова.

¬ конечном счете, псалмы, обращенные ко √осподу, город, посв€щенный √осподу, и сам √осподь, который воплотилс€ и родилс€ от рода ƒавидового Ц все сошлось в этой грандиозной личности.

 онечно, не все псалмы в ѕсалтири Ц результат трудов ƒавидовых, но он Ц родоначальник, потому что вс€ библейска€ поэзи€ и церковна€ гимнографи€ восход€т к песн€м, которые слагал царь ƒавид, или которые слагались дл€ него, в честь его. ≈го слово, его кротость пред √осподом, преданность ≈му, доверие, вера в то, что с √осподом все под силу, и сегодн€ не перестают волновать сердце человека, вз€вшего в руки ѕсалтирь.

¬ своих псалмах ƒавид предлагает нам поникнуть душою пред √осподом. Ёто значит - раска€тьс€ в грехах своих, прийти, как ребенок приходит к отцу родному, с кротостью, раска€нием и упованием на прощение. ѕризывает нас всегда в своих проблемах обращатьс€ к Ѕогу, уповать на Ќего и никогда не сомневатьс€ в том, что ќн поможет. ≈сли ¬ы выучите напам€ть псалом 90-й и будете читать его посто€нно, каждый день, то эти слова укреп€т веру ¬ашу, и ¬ы обретет помощь в любых осто€тельствах. ќбратитесь к псалмам, и ¬ы сами узнаете, что они Ц велика€ сила.


deb
“ать€на Ѕалабан

я ¬ами восхищаюсь, ¬ы не боитесь таких серьезных и сложных (на мой взгл€д) тем! +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+