icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

„то такое оперетта?

  • 4171
  • 3

„то такое оперетта?

—лово Ђопереттаї буквально означает Ђмаленька€ операї. » действительно, оперетта зародилс€ Ђв недрахї оперного жанра.

— самого начала своего существовани€ привыкла живописать высокие страсти античных и библейских героев, исторических личностей и тому подобных персонажей Ц словом, нечто грандиозное, возвышенное и далЄкое от простых смертных с их Ђмелкими страстишкамиїЕ но в зале-то сидели простые смертные, и им иногда хотелось видеть что-то более близкое Ђк землеї, что-то более близкое и пон€тное. ѕотому-то р€дом с такой оперой Ц которую в »талии называли опера-сериа (серьЄзна€ опера), во ‘ранции Ц гранд-опера (больша€ опера) Ц существовала опера комическа€, выросша€ из интермедий, которые игрались между актами большой оперы: опера-буффа во ‘ранции, опера-комик в »талии, зингшпиль в јвстрии и √ермании.

» конечно, эта опера по своим выразительным средствам отличалась от своей Ђстаршей сестрыї Ц прежде всего это касалось речитатива (музыкальной Ђдекламацииї, соедин€ющей арии, дуэты, хоры и прочие музыкальные номера). ¬ италь€нской опере-буффа это был т.н. речитатив secco (буквально Ц сухой речитатив): быстрый Ђговорокї, поддержанный только клавесином (в то врем€ как в опере-сериа речитатив был достаточно напевным). ј австрийцы и французы пошли ещЄ дальше: в их зингшпиле и опере-комик между музыкальными номерами вообще не пели, а говорили (как в драматическом спектакле). »менно так написана Ђ¬олшебна€ флейтаї ¬.ј.ћоцарта и Ђ арменї ∆.ЅизеЕ вы можете возразить, что слышали эту оперу с речитативами. ƒа, так еЄ, в конце концов, стали исполн€ть Ц но речитативы были добавлены позднее, а сам ∆.Ѕизе написал еЄ с разговорными диалогами (и сейчас некоторые театры возвращаютс€ к такой редакции) Ц в жанре комической оперы! –азумеетс€, не потому, что считал этот сюжет забавным Ц просто в то врем€ драмы и трагедии из жизни простых людей (не богов, не героев, не королей) ещЄ только завоЄвывали Ђправа гражданстваї на оперной сцене Ц и другого подход€щего жанра просто не было.

Ќо врем€ шло Ц мен€лась публика, мен€лс€ театр. ќпера всЄ больше обращала внимание на Ђмаленького человекаї с его горест€ми и радост€ми Ц и новым сюжетам было уж тесно в рамках опера-комик, возникали новые оперные жанрыЕ

Ќо ведь не всЄ же демонстрировать публике суровую правду жизни Ц и посме€тьс€, и расслабитьс€ тоже надо! » зачем Ђизобретать велосипедї, если есть проверенна€ система средств дл€ комедии! ¬от так и родилась оперетта, унаследовав основные черты французской комической оперы: комедийный сюжет и разговорные диалоги, чередующиес€ с музыкальными номерами.

Ђќтцомї оперетты по праву считаетс€ французский композитор ∆ак ќффенбах. ¬ 1855 г. он создал в ѕариже на ≈лисейских пол€х маленький театр ЂЅуфф-ѕаризьенї. ѕервоначально там шли одноактные пьесы с участием лишь 4-х персонажей, но в 1858 г. ограничени€ были сн€ты Ц и поставлена перва€ Ђполноценна€ї опереттаЕ примечательно, что истори€ оперетты началась с того же сюжета, что и истори€ оперы Ц с мифа об ќрфее и ЁвридикеЕ правда, выгл€дел старый сюжет уж очень оригинально: Ёвридика терпеть не может музыку ќрфе€ и крутит роман с богом ѕлутоном, к которому и сбежала в царство мЄртвых, ќрфей же не спешит еЄ оттуда вызвол€ть Ц у него у самого роман с прекрасной пастушкой Ц и только под давлением ќбщественного ћнени€ (есть там такой персонаж!) соглашаетс€ это делатьЕ в общем, оперетта началась с пародии.

» пароди€ прочно вошла в еЄ Ђзаконы жанраї: р€дом с лирическими геро€ми в оперетте всегда присутствует комическа€ пара: р€дом с Ёдвином и —ильвой Ц Ѕонни и —таси (Ђ—ильваї), р€дом с –ене и јнжель Ц јрман и ∆юльетта (Ђ√раф Ћюксембургї)Е

Ќо хоть оперетта и родилась во ‘ранции, всЄ же в первую очередь, говор€ о ней, мы вспоминаем австрийцев ».Ўтрауса и ‘.Ћегара и венгра ». альмана. ».Ўтраус написал более 10 оперетт, но подлинными шедеврами стали Ђ÷ыганский баронї и, конечно, ЂЋетуча€ мышьї Ц последн€€ стала частой гостьей не только на театральной сцене, еЄ и экранизировали более 20 раз. Ќо нам, конечно, ближе всего блест€ща€ экранизаци€ яна ‘рида (1971 г.) Ц с участием ¬итали€ и ёри€ —оломиныхЕ и не беда, что сюжет слегка изменЄн Ц главное осталось прежним: весЄла€ неразбериха с переодевани€ми на балу, но в конце концов Ц ЂвсЄ завершилось к счастью, к всеобщему согласьюїЕ

  слову, это не первый случай, когда при переводе на русский €зык измен€лс€ сюжет классической оперетты Ц так произошло и с опереттой ». альмана Ђѕринцесса циркаї. ¬ оригинале действие происходитЕ в –оссии Ц и именно поэтому некоторые моменты либретто способны вызвать у русского зрител€ смех Ц но совершенно не там, где рассчитывал автор: директор цирка носит фамилиюЕ —таниславский, героиню зовут ‘едора ѕалинска€ (право, непросто было бы найти в –оссии графиню с таким именем!), а мистера X ей представл€ют как принца  ирасоваЕ дабы ликвидировать такую Ђразвесистую клюквуї, действие было перенесено в ¬ену, ‘едора ѕалинска€ стала “еодорой ¬ердье, все прочие имена тоже пришлось изменитьЕ ƒа кстати, и русский персонаж штраусовской ЂЋетучий мышиї Ц кн€зь ќрловский Ц выгл€дит не лучшим образом: гротескный тип, ничем не напоминающий русского аристократаЕсловом, не венграм с австрийцами было писать о –оссии. ј была ли у нас сво€ оперетта?

ƒо XX века практически не было (единичные малоудачные попытки на рубеже веков не в счЄт), хот€ зарубежные оперетты ставились, и публика их любила.

»стори€ же отечественной оперетты начинаетс€ с композитора Ќ.—трельникова. ¬прочем, его оперетты были фактически подражанием западным образцам (так, его Ђ’олопкаї (1929 г.) многими чертами напоминает Ђѕринцессу циркаї). ј вот кто прочно Ђпоставилї жанр оперетты на русскую почву Ц так это ».ƒунаевский. ћы знаем его как автора советской массовой песни Ц и это начало он принЄс в оперетту, сюжет же оказалс€ сосредоточен на сатире, объекты которой были традиционны дл€ того времени: обыватели, нэпманыЕ  ончено, в таком виде оперетта не могла не тронуть советского зрител€! » публика полюбила оперетты »,ƒунаевского Ц ЂЅела€ акаци€ї, Ђ¬ольный ветерї Ц не меньше, чем кинокомедии јлександрова с музыкой этого композитора (кстати, весьма близкие к ним по эстетическим принципам).

¬последствии к жанру оперетты обращались многие отечественные композиторы: Ђ—вадьба в ћалиновкеї (Ѕ.јлександров), Ђ“абачный капитанї (ўербачЄв), Ђ“рембитаї (ё.ћилютин)Е всех и не перечислить. ћногие оперетты Ц и наши, и зарубежные Ц экранизировались, станов€сь насто€щей классикой отечественного кино (достаточно назвать столь любимый зрител€ми фильм Ђ√усарска€ балладаї Ц это не что иное как экранизаци€ оперетты “.’ренникова Ђƒавным-давної).

» конечно, оперетта не сходит с театральных подмостков! Ћюбой музыкальный театр нар€ду с операми и балеты не забывает об оперетте Ц а есть театры, Ђспециализирующиес€ї по этому жанру: √осударственный академический театр Ђћосковска€ опереттаї, —анкт-ѕетербургский театр музыкальной комедии, —тавропольский государственный краевой театр опереттыЕ

» всегда спектакли собирают полные залы. » немудрено: ничто так не отвлечЄт от серых будней, не поднимет настроение, как искр€щиес€ весельем мелодии оперетты!


deb
ћарина ”денцова

” мен€ дедул€ оперетту обожал...все из "Ћетучей мыши" напевал "ѕью за чистых и нежных, ѕью за первый подснежник" ’ороша€ стать€...почему то вспомнилось детство..+

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+