icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Орехова
Окружающий мир

Что такое опера?

  • 7331
  • 20

Что такое опера?

Е
Есть один старый анекдот. Мальчик спрашивает у отца: «Папа, что такое опера?» «А это, - отвечает отец, - когда на дуэли один дядя стреляет из пистолета в другого, а тот, вместо того, чтобы умереть, долго и нудно поет». Да, опера полна условностей, но этих условностей не больше, чем в любом другом виде искусства. Ведь никого не удивляет, что Роденовский мыслитель, склонившийся на камне в глубокой задумчивости, мягко говоря, не одет. Или, что более понятно и ближе сегодняшнему молодому поколению, герои компьютерных игр имеют несколько жизней, и даже после того, как их в упор расстреливают из гранатометов, вполне живо и даже с азартом могут реагировать на атаки противника. Но мы отвлеклись от главного вопроса: что же такое опера?

Оперу можно отнести к жанру классического музыкально-драматического произведения, где музыка играет самую главную роль. Это театрализованное сценическое представление, в котором чувства и эмоции выражаются посредством музыки. Оперу можно любить или не любить, понимать или не понимать ее сложный и богатый музыкальный язык (что не связано с уровнем музыкального образования, скорее – с уровнем восприятия музыки), но невозможно не оценить ее сложный организм и титанический труд композитора по ее созданию. Кстати, опера в переводе с итальянского и латинского означает «труд». Вы только представьте: нужно не только воплотить в музыке сюжет (литературный сценарий оперы называют либретто), но и услышать каждый голос в многоголосном звучании оркестра и исполнителей–певцов, слить их так, чтобы образовавшийся хор голосов и инструментов не превратился в какофонию – хаотичное сплетение звуков, в котором не слышно мелодии.

Кстати, говоря о либретто, нельзя не упомянуть и авторов – драматургов, чьи произведения используют как основу для литературного сценария оперы. Время показало, что наиболее значительные оперные произведения получаются, если в качестве литературного сюжета используются произведения мировой классики. И это понятно: ведь они писали о вечном: любви, ненависти, коварстве… Попытка политизировать оперу, создавая ее на основе литературы, написанной по заказу правящей партии, как правило, приводит к тому, что произведение получается безликим и незапоминающимся, если не сказать, абсурдным. Как же иначе относиться, например, к вождю пролетариата - Ленину, прыгающему по сцене в балетном трико, или председателю колхоза, страстно поющему о необходимости повышения надоев с каждой коровы? Конечно, бывают и исключения, в результате которых написанные по заказу произведения оказываются по-настоящему талантливыми и популярными, но исключения, как известно, только подтверждают общее правило. Чтобы произведение стало по-настоящему значительным и интересным, его должны создавать авторы талантливые, если не гениальные, а гениям чужда политика.

Но, вернемся к опере. Помимо вокальных партий, исполняемых главными героями (арии, каватины, дуэты и др.), в опере достаточно часто звучит и хор – тоже действующее лицо оперы. Это может быть и «голос народа», и своеобразные комментарии автора к происходящему на сцене действу, это может быть и просто музыкальный фон произведения (вроде бэк-вокала на эстраде).

На восприятие оперы как музыкального произведения очень велико и влияние театрализованности действия – это и декорации, и костюмы, и хореография. Манера пения актеров (помните, оперный певец ближе к роялю, чем к микрофону?) и особая акустика зала позволяют донести до самой галерки каждый звук, каждый нюанс. Все вместе это создает удивительное ощущение праздника, возвышенной причастности к высокому миру искусства.

Разговорная речь в классической музыке практически не используется (в отличие от оперетт и комических или рок-опер). Ее роль исполняет речитатив – монотонное музыкальное вокальное произведение, подобное человеческой речи. Речитативы усиливают восприятие отдельных музыкальных номеров оперы, иногда служа связками между ними или комментариями происходящих на сцене событий.

Ну, и конечно, один из главных действующих лиц оперного действа – симфонический оркестр, без которого невозможно представить оперу. Можно представить оперу без органа, без красочных богатых костюмов, без декораций, без хореографических сцен, усиливающих пластикой музыкальные образы, без хора, наконец, но представить оперу без оркестра – невозможно. Ведь в оркестре каждый инструмент играет свою особую роль, создает в едином оркестровом звучании особый настрой, созвучный каждому исполнителю и произведению в целом.

Чаще всего, те из нас, кто говорит, что «не любит» или «не понимает» оперу, составляли свое мнение об этом виде искусства по его жалкому подобию – плохого качества акустическим записям. Попав же в праздничную и богатую атмосферу оперного театра, проникаешься самим духом оперы, с самых первых мгновений, когда оркестранты, рассаживаясь, проверяют настройку своих инструментов и до самого первого звука увертюры (вступление к опере, которое раскрывает общий характер произведения) тебя не покидает ощущение ожидания чуда. А дальше, цитируя героев знаменитого фильма «Красотка», или станешь поклонником оперы, и тогда от восторга встречи с оперным искусством «чуть не описаешься», или навсегда останешься равнодушным к опере.

Те же, кому «живая опера» понравится, услышав оперные партии даже из хриплого динамика, силой воображения «додумают» и доведут их в своем сознании до «оригинала», получив очередное удовольствие от встречи с прекрасным.

deb
Надежда Орехова

Понимаю, что поклонников оперы сегодня не очень много - разве, что рок-опера или мюзиклы (ее близкие родственники) могут похвастаться некоторой популярностью. Но, несмотря на это, опера все-таки живет, как жанр, как некий идеал совершенства музыкального искусства, к которому стремятся композиторы, для которых складывать отдельные звуки в музыку, завораживающую своим богатым эмоциональным содержанием - так же естественно, как писателю складывать буквы в слова, а отдельные слова - в хорошую литературу, пробуждающую те же чувства, что и хорошая музыка.

tra
Естер Боше

Интересная и познавательная статья. Вам мой плюс. +.

deb
Сандра  Бойко

И Вам удалось с легкостью и блеском описать этот вид искусства, оставаясь предельно корректной=) Плюсище. Топавтор - это нескончаемый процесс, во время которого питаешься интереснейшими сведениями)

deb
Надежда Орехова

Спасибо, и Вам спасибо за интерес к не самой актуальной сегодня теме.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+