icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда ќрехова
ќкружающий мир

„то такое опера?

  • 7678
  • 20

„то такое опера?

≈сть один старый анекдот. ћальчик спрашивает у отца: Ђѕапа, что такое опера?ї Ђј это, - отвечает отец, - когда на дуэли один д€д€ стрел€ет из пистолета в другого, а тот, вместо того, чтобы умереть, долго и нудно поетї. ƒа, опера полна условностей, но этих условностей не больше, чем в любом другом виде искусства. ¬едь никого не удивл€ет, что –оденовский мыслитель, склонившийс€ на камне в глубокой задумчивости, м€гко говор€, не одет. »ли, что более пон€тно и ближе сегодн€шнему молодому поколению, герои компьютерных игр имеют несколько жизней, и даже после того, как их в упор расстреливают из гранатометов, вполне живо и даже с азартом могут реагировать на атаки противника. Ќо мы отвлеклись от главного вопроса: что же такое опера?

ќперу можно отнести к жанру классического музыкально-драматического произведени€, где музыка играет самую главную роль. Ёто театрализованное сценическое представление, в котором чувства и эмоции выражаютс€ посредством музыки. ќперу можно любить или не любить, понимать или не понимать ее сложный и богатый музыкальный €зык (что не св€зано с уровнем музыкального образовани€, скорее Ц с уровнем воспри€ти€ музыки), но невозможно не оценить ее сложный организм и титанический труд композитора по ее созданию.  стати, опера в переводе с италь€нского и латинского означает Ђтрудї. ¬ы только представьте: нужно не только воплотить в музыке сюжет (литературный сценарий оперы называют либретто), но и услышать каждый голос в многоголосном звучании оркестра и исполнителейЦпевцов, слить их так, чтобы образовавшийс€ хор голосов и инструментов не превратилс€ в какофонию Ц хаотичное сплетение звуков, в котором не слышно мелодии.

 стати, говор€ о либретто, нельз€ не упом€нуть и авторов Ц драматургов, чьи произведени€ используют как основу дл€ литературного сценари€ оперы. ¬рем€ показало, что наиболее значительные оперные произведени€ получаютс€, если в качестве литературного сюжета используютс€ произведени€ мировой классики. » это пон€тно: ведь они писали о вечном: любви, ненависти, коварствеЕ ѕопытка политизировать оперу, создава€ ее на основе литературы, написанной по заказу прав€щей партии, как правило, приводит к тому, что произведение получаетс€ безликим и незапоминающимс€, если не сказать, абсурдным.  ак же иначе относитьс€, например, к вождю пролетариата - Ћенину, прыгающему по сцене в балетном трико, или председателю колхоза, страстно поющему о необходимости повышени€ надоев с каждой коровы?  онечно, бывают и исключени€, в результате которых написанные по заказу произведени€ оказываютс€ по-насто€щему талантливыми и попул€рными, но исключени€, как известно, только подтверждают общее правило. „тобы произведение стало по-насто€щему значительным и интересным, его должны создавать авторы талантливые, если не гениальные, а гени€м чужда политика.

Ќо, вернемс€ к опере. ѕомимо вокальных партий, исполн€емых главными геро€ми (арии, каватины, дуэты и др.), в опере достаточно часто звучит и хор Ц тоже действующее лицо оперы. Ёто может быть и Ђголос народаї, и своеобразные комментарии автора к происход€щему на сцене действу, это может быть и просто музыкальный фон произведени€ (вроде бэк-вокала на эстраде).

Ќа воспри€тие оперы как музыкального произведени€ очень велико и вли€ние театрализованности действи€ Ц это и декорации, и костюмы, и хореографи€. ћанера пени€ актеров (помните, оперный певец ближе к ро€лю, чем к микрофону?) и особа€ акустика зала позвол€ют донести до самой галерки каждый звук, каждый нюанс. ¬се вместе это создает удивительное ощущение праздника, возвышенной причастности к высокому миру искусства.

–азговорна€ речь в классической музыке практически не используетс€ (в отличие от оперетт и комических или рок-опер). ≈е роль исполн€ет речитатив Ц монотонное музыкальное вокальное произведение, подобное человеческой речи. –ечитативы усиливают воспри€тие отдельных музыкальных номеров оперы, иногда служа св€зками между ними или комментари€ми происход€щих на сцене событий.

Ќу, и конечно, один из главных действующих лиц оперного действа Ц симфонический оркестр, без которого невозможно представить оперу. ћожно представить оперу без органа, без красочных богатых костюмов, без декораций, без хореографических сцен, усиливающих пластикой музыкальные образы, без хора, наконец, но представить оперу без оркестра Ц невозможно. ¬едь в оркестре каждый инструмент играет свою особую роль, создает в едином оркестровом звучании особый настрой, созвучный каждому исполнителю и произведению в целом.

„аще всего, те из нас, кто говорит, что Ђне любитї или Ђне понимаетї оперу, составл€ли свое мнение об этом виде искусства по его жалкому подобию Ц плохого качества акустическим запис€м. ѕопав же в праздничную и богатую атмосферу оперного театра, проникаешьс€ самим духом оперы, с самых первых мгновений, когда оркестранты, рассажива€сь, провер€ют настройку своих инструментов и до самого первого звука увертюры (вступление к опере, которое раскрывает общий характер произведени€) теб€ не покидает ощущение ожидани€ чуда. ј дальше, цитиру€ героев знаменитого фильма Ђ расоткаї, или станешь поклонником оперы, и тогда от восторга встречи с оперным искусством Ђчуть не описаешьс€ї, или навсегда останешьс€ равнодушным к опере.

“е же, кому Ђжива€ операї понравитс€, услышав оперные партии даже из хриплого динамика, силой воображени€ Ђдодумаютї и доведут их в своем сознании до Ђоригиналаї, получив очередное удовольствие от встречи с прекрасным.

deb
Ќадежда ќрехова

ѕонимаю, что поклонников оперы сегодн€ не очень много - разве, что рок-опера или мюзиклы (ее близкие родственники) могут похвастатьс€ некоторой попул€рностью. Ќо, несмотр€ на это, опера все-таки живет, как жанр, как некий идеал совершенства музыкального искусства, к которому стрем€тс€ композиторы, дл€ которых складывать отдельные звуки в музыку, завораживающую своим богатым эмоциональным содержанием - так же естественно, как писателю складывать буквы в слова, а отдельные слова - в хорошую литературу, пробуждающую те же чувства, что и хороша€ музыка.

tra
≈стер Ѕоше

»нтересна€ и познавательна€ стать€. ¬ам мой плюс. +.

deb
—андра  Ѕойко

» ¬ам удалось с легкостью и блеском описать этот вид искусства, остава€сь предельно корректной=) ѕлюсище. “опавтор - это нескончаемый процесс, во врем€ которого питаешьс€ интереснейшими сведени€ми)

deb
Ќадежда ќрехова

—пасибо, и ¬ам спасибо за интерес к не самой актуальной сегодн€ теме.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+