icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

„то такое литурги€?

  • 37393
  • 0

„то такое литурги€?

¬
¬ ѕравославной церкви немало различных богослужений, каждое из которых обладает своим собственным, неповторимым значением, но одно из них занимает совершенно особое место. Ёто Ц Ѕожественна€ литурги€, или Ц как еЄ ещЄ называют в народе Ц обедн€.

Ќародное название св€зано с тем, что богослужение это совершаетс€ утром, т.е. до обеда, а также с тем, что древние христиане после богослужени€ устраивали общую трапезу, а что означает слово литурги€? —лово это (как и многие другие термины в ѕравославии) Ц греческого происхождени€, и переводитс€ оно как Ђобщее, совместное действої. ¬от почему абсолютно неправильно говорить Ђпрослушать литургиюї или Ђотсто€ть литургиюї Ц литурги€ требует от христианина активного участи€, личной де€тельности. „то же это за де€тельность?

ƒл€ начала разберЄмс€, чем отличаетс€ литурги€ от любого другого богослужени€. ќтвет очевиден дл€ всех, кто хот€ бы раз был в храме: на литургии причащаютс€! ѕричащение же Ц одно из —еми “аинств христианской ÷еркви, которые, как известно, установлены самим Ѕогом. ¬ частности, таинство ≈вхаристии (причасти€) установлено »исусом ’ристом на “айной вечере, и принима€ участие в Ѕожественной литургии, мы не просто вспоминаем это событие Ц мы присутствуем при этом. ¬о врем€ литургии происходит чудо Ц хлеб и вино, дары «емли, станов€тс€ —в€тыми ƒарами Ц плотью и кровью —пасител€, восстанавливаетс€ нарушенное грехом единство материального и Ѕожественного, плоти и духа, человека и Ѕога. ¬от такие событи€ поистине вселенского масштаба происход€т регул€рно в каждом храме Ц от роскошных кафедральных соборов до маленькой церквушки в каком-нибудь селе, и каждый из нас может в них участвовать!

ѕресуществление (т.е. превращениехлеба и вина в —в€тые ƒары) происходит во врем€ первой части литургии Ц ѕроскомидии (что перевожитс€ с греческого как Ђприношениеї: ведь в древности христиане самиприносили с собой всЄ, что нужно дл€ богослужени€). Ёто происходит в алтаре.

–азумеетс€, к таким ответственным событи€м может быть допущен только христианин.   этой Ђсердцевинеї ÷еркви, без которой, по сути дела, и ÷еркви нет, допущены только те, кто воссоединилс€ с Ѕогом, Ђродившись от воды и ƒуха —в€тогої. ѕоэтому часть лтургии,следующа€ за проскомидией, делитс€ на две части. ѕерва€ часть называетс€ Ђлитургией оглашенныхї. ƒело в том, что в древности люди крестились взрослыми, а перед этим их некоторое врем€ наставл€ли в вере Ц вот таких людей, готов€щихс€ к крещению, и называли оглашенными. ¬ наше врем€ обычно крест€т в младенчестве, и даже наставление взрослых перед крещением имеет место не всегда, но пон€тие Ђлитурги€ оглашенныхї сохран€етс€: на этой части литургии разрешаетс€ присутствовать всем. Ћитурги€ оглашенных начинаетс€ с того, что диакон выходит из алтар€ и восклицает: ЂЅлагослови, владыко!ї (в смысле Ц благослови начать службу). ’ор поЄт р€д псалмов.

 ульминаци€ Ћитургии оглашенных Ц чтение ≈вангели€, которое прихожане слушают, почтительно склонив головы. «атем мол€тс€ о живых и об умерших (чтобы в этой молитве пом€нули ваших близких, нужно перед богослужением подать записки с их именами).

ƒалее св€щенник возглашает: Ђќглашенные, изыдите! ќглашенные, изыдите!ї Ц и с этого момента начинаетс€ т.н. Ћитурги€ верных. Ёто сама€ сокровенна€ часть Ћитургии, и присутствовать на ней имеют право только те, кто крещЄн. ¬ ходе этой части литургии, помимо прочих молитв, звучат две самые главные. ¬о-первых, это Ђ—имвол верыї, где излагаютс€ в сжатой форме основы нашего вероучени€ (ведь если человек не принимает дл€ себ€ что-либо из этих постулатов, ему следует серьЄзно задуматьс€: а христианин ли он вообще?). ¬о-вторых Ц это Ђќтче нашї, молитва, дарованна€ самим »исусом ’ристом. ќсоба€ значимость этих молитв подчЄркиваетс€ тем, что их поЄт не только хор, но и все присутствующие.

—амый главный момент литургии верных Ц собственно причастие. —начала причащаютс€ св€щеннослужители, затем св€щенник выносит —в€тую чашу из алтар€, читает особую молитву перед причащением, которую мысленно повтор€ют те, кому предстоит сегодн€ причащатьс€, после чего причастники подход€ к „аше, скрестив руки на груди (права€ поверх левой), принимают св€тые дары, целуют край чаши и отход€т к столику, где запивают причастие т.н. Ђтеплотойї (разбавленным тЄплой водой церковным вином).

ѕосле этого верующие и св€щенник благодар€т Ѕога за причастие, и св€щенник возглашает: Ђ— миром изыдемї, дава€ пон€ть, что литурги€ заканчиваетс€. ¬ конце литургии хор поЄт: ЂЅуди им€ √осподне благословенно отныне и до векаї, св€щенник благословл€ет мол€щихс€ крестом, прихожане подход€т к нему и целую крест, прежде чем покинуть храм.

 онечно, это лишь беглое описание Ѕожественной литургии. „тобы глубже пон€ть еЄ, лучше почитать специальную литературу, написанную св€щеннослужител€ми, а еЄ лучше Ц самому почаще бывать на литургии. ≈сть вещи, которых постигаютс€ только собственным духовным опытом.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+