Хотя не всегда это утверждение справедливо. Говорить, что тесты и тестирование вообще – порождение новейшей истории, будет неправильно, потому что иные из них имеют вековую историю. И к таковым смело можно отнести такую разновидность, как когнитивные тесты. Что же это за диковина?
Американский ученый-психоаналитик Дж. Кэттелл впервые заговорил о когнитивном тестировании еще в 1890 году, с целью выявления интеллектуальных способностей и обучаемости студентов. Он же предложил упрощенный термин «умственный тест».
Впоследствии к изучению и усовершенствованию методики Кэттела подключились и продолжали исследования в течение десятилетий другие ученые – французский психолог А. Бине, британский ученый Ч. Спирмен и другие. При этом с вкладом каждого последующего ученого расширялись сферы приложения исследований. Так, если Дж. Кэттел был ориентирован на выявление психоэмоциональных, сенсорных или мыслительных способностей студентов колледжей, то его последователи разработали специальные когнитивные тесты для всех групп – взрослых, детей, военнослужащих, учащихся. К примеру, известный многим тест Стэнфорда-Бине широко применялся для классификации офицеров и рядовых военных, призванных на службу в годы Первой мировой войны.
Ученые были единодушны в одном мнении: разные когнитивные тесты выявляют разные способности, и потому унифицировать их в единую, узкую систему, по меньшей мере, неэффективно. Если цель тестирования – выявление отдельных, конкретных способностей, то и методы исследования должны быть разными. Так, для выявления скорости психической реакции, способности к запоминанию большого объема информации, механических, логических или дедуктивных способностей применяются принципиально разные подходы. Этим и обусловлено изначальное многообразие когнитивных тестов.
Прошли столетия, и на основе изысканий вековой давности появились новые методики. Расширилась область их практического применения. Сегодня широко используется метод когнитивного тестирования для оценки потенциала трудового персонала или отдельных личностей. Данные методики позволяют с большой долей достоверности выявить личностные, социальные и психологические характеристики человека. О важности направления говорит тот факт, что в науке выделились отдельные сферы – современная когнитивная психология, когнитивные информационные технологии.
Компьютеризация процесса любого тестирования упрощает и в то же время усложняет задачу. Сложность заключается в том, что практически любой тест – дилетантский или сугубо научный – становится доступным, или создает иллюзию доступности для широких масс. При этом интеллектуальные способности тестируемых, естественно, остаются разными. Возможно, в силу строгой научности и повышенной сложности когнитивные тесты все еще остаются наиболее надежным инструментом психологического и интеллектуального анализа способностей человека.