icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Алексей Шахлай
Мистика, непознанное

Что такое Халифат?

  • 14466
  • 6

Что такое Халифат?

У
Увидев тему этой статьи, мне почему-то вспомнилось какое-то кино, кажется из нашего советского времени, где рассерженный персонаж в сердцах угрожал кому-то: «Я пожалуюсь твоему халифу!». Во времена детства когда я впервые услышал слово «халиф», оно мне было абсолютно непонятно, и я для себя понял его так, что «халиф - это кто-то вроде начальника или командира». В дальнейшем я выяснил подлинное значение слова.

Халиф – это центральная фигура, или, если говорить точнее – глава мусульманского теократического государства. Здесь надо сделать одно важное замечание: нельзя смешивать понятия «халиф» и «монарх». Как правило, все халифы были и светскими монархами. Однако светская ипостась монарха обозначалась другим слово, например, «султан» как э то было в Османской империи. С XVI по XX век каждый Падишах высочайшего османского государства (официальный титул османского султана) был султаном в светском смысле и халифом в религиозном.

Итак, халифат – это система построения мусульманского теократического государства, основанная на канонических исламских представлениях. Особенностью правового положения халифа было то, что он по своему статусу являлся заместителем (преемником) пророка Мухаммеда – основателя мусульманской общины и посланника Аллаха.

Как это ни удивительно, но годы существования официальных халифатов известны с абсолютной точностью, а дата прекращения существования последнего халифата на земле – с точностью до дня: 3 марта 1924 года.

Коротко об истории существования халифата.

Первый исторический известный халифат существовал с 630 по 750 годы. Началом первому халифату послужила смерть пророка Мухаммеда. В это время сформировалось мусульманское государство, подчинённое халифу. Тогда жили знаменитые первые четыре халифа, известные также как «праведные халифы». Кстати, именно после четверного халифа в мусульманской общине возник первый раскол, который привел к разделению единой ранее религии на суннитов и шиитов. К этому периоду халифата относится эпоха правления Омейадов (661-750 годы) штаб-квартирой которых был Дамаск (современная Сирия).

Второй период развития халифата приходится на 750 год, и до середины IX века, время, когда в Багдаде (Иран) правила династия Омейадов). Отличительная черта халифата этого периода – утрата халифами политической власти над большей частью мусульманского мира при одновременном сохранении духовной власти. Независимые правители исламского мира признавали халифа из династии Омейадов своим духовным сюзереном, а себя – его вассалами и упоминали его имя в пятничной молитве.

Одновременно с Омейадами заявляют о себе как о халифах новой династии: Фатимиды в Египте и Омейады в Испании.

Династия Аббасидов продолжила развитие халифата в третий период его существования, который начался в середине IX века и закончился в XIII веке. Основной характеристикой этого периода является упадок династии Аббасидов. С 1171 года Аббасиды были единственными халифами. Этот период был прерван в 1258 году вторжением в Багдад монголов, которые казнили правившего халифа.

Четвертый период халифата начинается с 1258 года без какого-либо халифа. Это было впервые со времени возникновения института халифата. Дабы положить конец столь прискорбной ситуации, один из оставшихся после багдадской расправы аббасидов направился в Каир к мамлюкскому султану Байбарсу, где он был принят с надлежащими почестями и провозглашен халифом. Для султана в Каире возобновление халифата при одновременно нахождении халифа в городе давало гарантию легитимности его правления.

Описанное выше положение вещей просуществовало до 1517 год, когда османский султан Селим победил в сражении с отрядами мамлюков. И с этого момента он стал считать себя халифом, то есть принял на себя функции духовного и светского главы всех мусульман. Разумеется, что правителям других мусульманских стран были направлены требования признать султана Селима Явуза (Грозного) халифом, со всеми вытекающими из этого факта правами. Добиться такого признания для султана по тем временам не составляло большого труда, поскольку в это время и ещё полстолетия спустя, османская империя находилась на подъеме, и не так уж много было в целом мире охотников бросить вызов могуществу османского султана. Как водится в таких случаях и здесь не обошлось без красивой истории, родившейся в XVIII веке, согласно которой последний халиф из династии Аббасидов передал права на халифат первому халифу из династии османов. Последний халиф-аббасид получил от султана разрешение вернуться в Каир, где прожил до 1543 года, сохраняя при этом титул халифа, надо думать лишь только формально.

Завершающий период существования халифата пришелся на XX век. За это короткое время до 1924 года мусульманский мир возглавляли четыре халифа. Судьба последних двух была, на мой взгляд, особенно трагичной, а потому заслуживает отдельного внимания в этой статье.

Предпоследним халифом был последний (36-й по счету) османский султан Мехмет VI Вахидеддин. Принял в 1918 году истерзанную и обескровленную Первой мировой войной османскую империю, султан начал предпринимать шаги к выходу из войны, в которую втянули страну люди, стоявшие во главе государства до него. В принципе генеральная линия поведения: выход из войны, была избрана верно, что впоследствии доказал Мустафа Кемаль Ататюрк, продолжив начатую султаном политику вывода страны из войны, правда несколько иными средствами, в корне отличавшимися от тех, которые использовал султан. Находясь в плену в своей резиденции – дворце Долмабахче, султан пошел на подписание Севрского мирного договора, который, вступи он в силу, фактически означал бы не только расчленение территории османской империи, но и передачу территории современной Турции под иностранное управление. Правда, во всем этом был один нюанс: такое положение вещей предполагалось, по крайней мере теоретически, временным. До сих пор неизвестно, какой замысел имел султан, и имел ли вообще. Мустафа Кемаль паша (который позже возьмет себе фамилию «Ататюрк») не согласился с такой политикой султана и во главе армии отбил территорию современной Турции от иностранных захватчиков. Затем на заседании недавно образованного парламента султан Вахидеддин был объявлен неспособным защитить национальные интересы, а султанат упразднялся. Бывший султан остался лишь халифом. Такая «инициатива снизу» была охотно поддержана английским послом, послушной марионеткой которого был султан Мехмет VI. Явившись во дворец, посол вызвал султана в тронный зал, приказал взойти на трон, зачитал ему решение новоиспеченного парламента и приказал сойти с трона и освободить дворец Долмабахче. И тут Ататюрк получил подарок о котором можно было только мечтать: султан совершил грандиозную ошибку, не только покинув дворец, но и саму Турцию. Этот факт развязал Ататюрку руки, и бывший султан бал объявлен изменником и лишен титула халифа. Дело в том, что решение парламента к этому времени не было ещё официально обнародовано и Ататюрку надо было бы что-то решать с султаном, и как-то внедрять в мысли общества свое решение о ликвидации султаната, за которое проголосовал парламент. А так факт отъезда султана он истолковал против него.

Последним халифом, но уже не султаном, был двоюродный брат Мехмета VI Абдул – Меджит II. За время своего халифата с ноября 1922 года по март 1924 года он не занимался политикой. Однако была одна важная деталь: он в умах многих послов считался настоящим главой государства, а не узурпатор Ататюрк. К Абдул-Меджиту II норовили попасть на аудиенцию послы многих иностранных государств, и он их всех принимал. Далее случилось страшное для последнего халифа событие результатом которого стала ликвидация халифата. Говоря простым языком, Ататюрк «приревновал» к Абдул-Меджиту II и специально принятым законом халифат ликвидировался, а все османы были обязаны покинуть пределы Турции в срок от 24 часов до 7 суток. На глаза халифа навернулись слезы, когда он получил приказ покинуть страну, и он сказал, что никогда не был и не будет врагом для собственной страны. Ататюрк его обвинил в том, что халифат препятствует дальнейшему развитию Турции. Последний халиф покинул Турцию и обосновался в Париже, где и умер в 1944 году.

В современном мире некоторые горячие головы пытаются время от времени создавать халифаты, вплоть до того, что чуть ли не в микроскопическом масштабе на уровне одной деревни, этакое восточное микрогосударство на современный манер. Эти действия выглядят, по меньшей мере, смешно, и мне даже иной раз становиться жаль этих людей, пытающихся сделать в современном исламском мире то, к чему он объективно не готов. Они просто этого не понимают.

Абу-л- Хасан Али ибн Мухаммад аль Маварди (974-1058) – мусульманский законовед, изложивший в своем сочинении наиболее полно суннитское понимание теории халифата, Этот труд можно перевести на русский язык как «Законы правления». По этому учению сам Аллах учредил халифат с целью охраны веры и гарантии справедливого правления над миром. В одном лице халифа должна соединяться духовная власть – великий имарат, и политическая власть – эмират. Именно отсюда идет происхождение титула «эмир правоверных» («эмир» от арабского коря «амара» - приказывать).По мнению Маварди править всем миром должен один имам. А, значит, речь идет о создании единого всемирного мусульманского государства. Такая конструкция не случайна. Она логически вытекает из представления Корана о том, что ислам- религия для всех людей, а Мухаммед – последний величайший пророк Аллаха для всех людей. Халиф должен быть с безупречной нравственной репутацией, иметь необходимые познания в законоведении и богословии, иметь неповрежденные органы: слух, зрение, речь и др., обладать благоразумием, необходимым для управления государственными делами, обладать смелостью и бесстрашием, дабы быть в состоянии защищать область ислама и вести войну с неверными. Кроме того, он должен происходить из племени курейшитов, из которых происходил пророк.

Опустим несколько спорную точку зрения об обязательном происхождении халифа из определенного племени. Что у нас остается в «сухом остатке»? По логике вещей, чтобы выполнять весь комплекс задач халифа человек должен иметь светскую и духовную власть, подкрепленную комплексом ресурсов, в том числе материальными и человеческими. Чтобы халиф мог объединить под собой исламский мир, последний должен быть более или менее единым. Взглянем на современный исламский мир, который разобщен на толки, где разные страны демонстрируют приверженность к различным ценностям, а в ряде случаев даже к западным. Где же та фигура, которая одновременно: 1) будет по-настоящему привержена идее всемирного торжества ислама, 2) будет иметь светскую власть, 3) будет иметь достаточно нужных людей, идей, денег чтобы в нужный момент пустить их в ход. Такой фигуры нет, и как будто не предвидится. Нет личностей масштаба османских султанов Мехмета II Фатиха и Сулеймана Кануни (Великолепного).

Создается ощущение, что современный исламский мир утратил то качество пассионарности – стремления именно изменять мир, которое было присуще султанам Османской империи в её лучшие годы.

Сегодня исламский мир соткан из лоскутов, которые не могут договориться между собой на религиозном и политическом уровне. Отсюда мне и представляется невозможность возрождения халифата в современном нам мире.

На этом все. Надеюсь было интересно.

mas
Марк Блау

В 8-м параграфе снизу досадные опечатки:

"в которую втянули страну люд,"
"Правда, во всем э том"

Статья очень толковая и интересная. И картинка для иллюстрации выбрана правильная, отражающая претензии на мировое господство.

До объединения человечества во всемирном масштабе, мне кажется, еще далековато. Тем более, в рамках идеи халифата, которой не меньше тысячи лет. Ну, и слава Аллаху!

deb
Алексей Шахлай

Спасибо, Марк! Это самая сложная в написании статья из тех, которые я публиковал на топавторе.

spe
Надежда  Маслова

Прочитала с большим удовольствием! Очень интересная и содержательная статья. Побольше бы таких! +++++

deb
Ваха Шамсудов

Интересная и занимательная статья о халифате. Много нового я узнал из данной статьи. Благодарю за эту отличную работу.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+