icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлексей Ўахлай
ћистика, непознанное

„то такое ’алифат?

  • 16049
  • 6

„то такое ’алифат?

”видев тему этой статьи, мне почему-то вспомнилось какое-то кино, кажетс€ из нашего советского времени, где рассерженный персонаж в сердцах угрожал кому-то: Ђя пожалуюсь твоему халифу!ї. ¬о времена детства когда € впервые услышал слово Ђхалифї, оно мне было абсолютно непон€тно, и € дл€ себ€ пон€л его так, что Ђхалиф - это кто-то вроде начальника или командираї. ¬ дальнейшем € вы€снил подлинное значение слова.

’алиф Ц это центральна€ фигура, или, если говорить точнее Ц глава мусульманского теократического государства. «десь надо сделать одно важное замечание: нельз€ смешивать пон€ти€ Ђхалифї и Ђмонархї.  ак правило, все халифы были и светскими монархами. ќднако светска€ ипостась монарха обозначалась другим слово, например, Ђсултанї как э то было в ќсманской империи. — XVI по XX век каждый ѕадишах высочайшего османского государства (официальный титул османского султана) был султаном в светском смысле и халифом в религиозном.

»так, халифат Ц это система построени€ мусульманского теократического государства, основанна€ на канонических исламских представлени€х. ќсобенностью правового положени€ халифа было то, что он по своему статусу €вл€лс€ заместителем (преемником) пророка ћухаммеда Ц основател€ мусульманской общины и посланника јллаха.

 ак это ни удивительно, но годы существовани€ официальных халифатов известны с абсолютной точностью, а дата прекращени€ существовани€ последнего халифата на земле Ц с точностью до дн€: 3 марта 1924 года.

 оротко об истории существовани€ халифата.

ѕервый исторический известный халифат существовал с 630 по 750 годы. Ќачалом первому халифату послужила смерть пророка ћухаммеда. ¬ это врем€ сформировалось мусульманское государство, подчинЄнное халифу. “огда жили знаменитые первые четыре халифа, известные также как Ђправедные халифыї.  стати, именно после четверного халифа в мусульманской общине возник первый раскол, который привел к разделению единой ранее религии на суннитов и шиитов.   этому периоду халифата относитс€ эпоха правлени€ ќмейадов (661-750 годы) штаб-квартирой которых был ƒамаск (современна€ —ири€).

¬торой период развити€ халифата приходитс€ на 750 год, и до середины IX века, врем€, когда в Ѕагдаде (»ран) правила династи€ ќмейадов). ќтличительна€ черта халифата этого периода Ц утрата халифами политической власти над большей частью мусульманского мира при одновременном сохранении духовной власти. Ќезависимые правители исламского мира признавали халифа из династии ќмейадов своим духовным сюзереном, а себ€ Ц его вассалами и упоминали его им€ в п€тничной молитве.

ќдновременно с ќмейадами за€вл€ют о себе как о халифах новой династии: ‘атимиды в ≈гипте и ќмейады в »спании.

ƒинасти€ јббасидов продолжила развитие халифата в третий период его существовани€, который началс€ в середине IX века и закончилс€ в XIII веке. ќсновной характеристикой этого периода €вл€етс€ упадок династии јббасидов. — 1171 года јббасиды были единственными халифами. Ётот период был прерван в 1258 году вторжением в Ѕагдад монголов, которые казнили правившего халифа.

„етвертый период халифата начинаетс€ с 1258 года без какого-либо халифа. Ёто было впервые со времени возникновени€ института халифата. ƒабы положить конец столь прискорбной ситуации, один из оставшихс€ после багдадской расправы аббасидов направилс€ в  аир к мамлюкскому султану Ѕайбарсу, где он был прин€т с надлежащими почест€ми и провозглашен халифом. ƒл€ султана в  аире возобновление халифата при одновременно нахождении халифа в городе давало гарантию легитимности его правлени€.

ќписанное выше положение вещей просуществовало до 1517 год, когда османский султан —елим победил в сражении с отр€дами мамлюков. » с этого момента он стал считать себ€ халифом, то есть прин€л на себ€ функции духовного и светского главы всех мусульман. –азумеетс€, что правител€м других мусульманских стран были направлены требовани€ признать султана —елима явуза (√розного) халифом, со всеми вытекающими из этого факта правами. ƒобитьс€ такого признани€ дл€ султана по тем временам не составл€ло большого труда, поскольку в это врем€ и ещЄ полстолети€ спуст€, османска€ импери€ находилась на подъеме, и не так уж много было в целом мире охотников бросить вызов могуществу османского султана.  ак водитс€ в таких случа€х и здесь не обошлось без красивой истории, родившейс€ в XVIII веке, согласно которой последний халиф из династии јббасидов передал права на халифат первому халифу из династии османов. ѕоследний халиф-аббасид получил от султана разрешение вернутьс€ в  аир, где прожил до 1543 года, сохран€€ при этом титул халифа, надо думать лишь только формально.

«авершающий период существовани€ халифата пришелс€ на XX век. «а это короткое врем€ до 1924 года мусульманский мир возглавл€ли четыре халифа. —удьба последних двух была, на мой взгл€д, особенно трагичной, а потому заслуживает отдельного внимани€ в этой статье.

ѕредпоследним халифом был последний (36-й по счету) османский султан ћехмет VI ¬ахидеддин. ѕрин€л в 1918 году истерзанную и обескровленную ѕервой мировой войной османскую империю, султан начал предпринимать шаги к выходу из войны, в которую вт€нули страну люди, сто€вшие во главе государства до него. ¬ принципе генеральна€ лини€ поведени€: выход из войны, была избрана верно, что впоследствии доказал ћустафа  емаль јтатюрк, продолжив начатую султаном политику вывода страны из войны, правда несколько иными средствами, в корне отличавшимис€ от тех, которые использовал султан. Ќаход€сь в плену в своей резиденции Ц дворце ƒолмабахче, султан пошел на подписание —еврского мирного договора, который, вступи он в силу, фактически означал бы не только расчленение территории османской империи, но и передачу территории современной “урции под иностранное управление. ѕравда, во всем этом был один нюанс: такое положение вещей предполагалось, по крайней мере теоретически, временным. ƒо сих пор неизвестно, какой замысел имел султан, и имел ли вообще. ћустафа  емаль паша (который позже возьмет себе фамилию Ђјтатюркї) не согласилс€ с такой политикой султана и во главе армии отбил территорию современной “урции от иностранных захватчиков. «атем на заседании недавно образованного парламента султан ¬ахидеддин был объ€влен неспособным защитить национальные интересы, а султанат упраздн€лс€. Ѕывший султан осталс€ лишь халифом. “ака€ Ђинициатива снизуї была охотно поддержана английским послом, послушной марионеткой которого был султан ћехмет VI. явившись во дворец, посол вызвал султана в тронный зал, приказал взойти на трон, зачитал ему решение новоиспеченного парламента и приказал сойти с трона и освободить дворец ƒолмабахче. » тут јтатюрк получил подарок о котором можно было только мечтать: султан совершил грандиозную ошибку, не только покинув дворец, но и саму “урцию. Ётот факт разв€зал јтатюрку руки, и бывший султан бал объ€влен изменником и лишен титула халифа. ƒело в том, что решение парламента к этому времени не было ещЄ официально обнародовано и јтатюрку надо было бы что-то решать с султаном, и как-то внедр€ть в мысли общества свое решение о ликвидации султаната, за которое проголосовал парламент. ј так факт отъезда султана он истолковал против него.

ѕоследним халифом, но уже не султаном, был двоюродный брат ћехмета VI јбдул Ц ћеджит II. «а врем€ своего халифата с но€бр€ 1922 года по март 1924 года он не занималс€ политикой. ќднако была одна важна€ деталь: он в умах многих послов считалс€ насто€щим главой государства, а не узурпатор јтатюрк.   јбдул-ћеджиту II норовили попасть на аудиенцию послы многих иностранных государств, и он их всех принимал. ƒалее случилось страшное дл€ последнего халифа событие результатом которого стала ликвидаци€ халифата. √овор€ простым €зыком, јтатюрк Ђприревновалї к јбдул-ћеджиту II и специально прин€тым законом халифат ликвидировалс€, а все османы были об€заны покинуть пределы “урции в срок от 24 часов до 7 суток. Ќа глаза халифа навернулись слезы, когда он получил приказ покинуть страну, и он сказал, что никогда не был и не будет врагом дл€ собственной страны. јтатюрк его обвинил в том, что халифат преп€тствует дальнейшему развитию “урции. ѕоследний халиф покинул “урцию и обосновалс€ в ѕариже, где и умер в 1944 году.

¬ современном мире некоторые гор€чие головы пытаютс€ врем€ от времени создавать халифаты, вплоть до того, что чуть ли не в микроскопическом масштабе на уровне одной деревни, этакое восточное микрогосударство на современный манер. Ёти действи€ выгл€д€т, по меньшей мере, смешно, и мне даже иной раз становитьс€ жаль этих людей, пытающихс€ сделать в современном исламском мире то, к чему он объективно не готов. ќни просто этого не понимают.

јбу-л- ’асан јли ибн ћухаммад аль ћаварди (974-1058) Ц мусульманский законовед, изложивший в своем сочинении наиболее полно суннитское понимание теории халифата, Ётот труд можно перевести на русский €зык как Ђ«аконы правлени€ї. ѕо этому учению сам јллах учредил халифат с целью охраны веры и гарантии справедливого правлени€ над миром. ¬ одном лице халифа должна соедин€тьс€ духовна€ власть Ц великий имарат, и политическа€ власть Ц эмират. »менно отсюда идет происхождение титула Ђэмир правоверныхї (Ђэмирї от арабского кор€ Ђамараї - приказывать).ѕо мнению ћаварди править всем миром должен один имам. ј, значит, речь идет о создании единого всемирного мусульманского государства. “ака€ конструкци€ не случайна. ќна логически вытекает из представлени€  орана о том, что ислам- религи€ дл€ всех людей, а ћухаммед Ц последний величайший пророк јллаха дл€ всех людей. ’алиф должен быть с безупречной нравственной репутацией, иметь необходимые познани€ в законоведении и богословии, иметь неповрежденные органы: слух, зрение, речь и др., обладать благоразумием, необходимым дл€ управлени€ государственными делами, обладать смелостью и бесстрашием, дабы быть в состо€нии защищать область ислама и вести войну с неверными.  роме того, он должен происходить из племени курейшитов, из которых происходил пророк.

ќпустим несколько спорную точку зрени€ об об€зательном происхождении халифа из определенного племени. „то у нас остаетс€ в Ђсухом остаткеї? ѕо логике вещей, чтобы выполн€ть весь комплекс задач халифа человек должен иметь светскую и духовную власть, подкрепленную комплексом ресурсов, в том числе материальными и человеческими. „тобы халиф мог объединить под собой исламский мир, последний должен быть более или менее единым. ¬згл€нем на современный исламский мир, который разобщен на толки, где разные страны демонстрируют приверженность к различным ценност€м, а в р€де случаев даже к западным. √де же та фигура, котора€ одновременно: 1) будет по-насто€щему привержена идее всемирного торжества ислама, 2) будет иметь светскую власть, 3) будет иметь достаточно нужных людей, идей, денег чтобы в нужный момент пустить их в ход. “акой фигуры нет, и как будто не предвидитс€. Ќет личностей масштаба османских султанов ћехмета II ‘атиха и —улеймана  ануни (¬еликолепного).

—оздаетс€ ощущение, что современный исламский мир утратил то качество пассионарности Ц стремлени€ именно измен€ть мир, которое было присуще султанам ќсманской империи в еЄ лучшие годы.

—егодн€ исламский мир соткан из лоскутов, которые не могут договоритьс€ между собой на религиозном и политическом уровне. ќтсюда мне и представл€етс€ невозможность возрождени€ халифата в современном нам мире.

Ќа этом все. Ќадеюсь было интересно.


mas
ћарк Ѕлау

¬ 8-м параграфе снизу досадные опечатки:

"в которую вт€нули страну люд,"
"ѕравда, во всем э том"

—тать€ очень толкова€ и интересна€. » картинка дл€ иллюстрации выбрана правильна€, отражающа€ претензии на мировое господство.

ƒо объединени€ человечества во всемирном масштабе, мне кажетс€, еще далековато. “ем более, в рамках идеи халифата, которой не меньше тыс€чи лет. Ќу, и слава јллаху!

deb
јлексей Ўахлай

—пасибо, ћарк! Ёто сама€ сложна€ в написании стать€ из тех, которые € публиковал на топавторе.

pro
Ќадежда  ћаслова

ѕрочитала с большим удовольствием! ќчень интересна€ и содержательна€ стать€. ѕобольше бы таких! +++++

deb
¬аха Ўамсудов

»нтересна€ и занимательна€ стать€ о халифате. ћного нового € узнал из данной статьи. Ѕлагодарю за эту отличную работу.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+