Между тем, свои заслуги перед русской литературой у Ф.В. имеются. Во-первых, он сохранил и впервые напечатал текст пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума», ходивший до того в списках. Булгарин вообще был приятелем и конфидентом Грибоедова, о чем во всех подробностях написано в чудесном романе Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара».
А во-вторых, Ф.В.Булгарина можно без натяжек назвать основателем русской журналистики, как профессии. Его журнал «Северная пчела» был успешным коммерческим предприятием и неплохо кормил своего хозяина. Пушкин, затевая издательство «Современника», имел перед глазами убедительный пример того, что журналистика может оказаться выгодной профессией.
В чем заключался успех Ф.В.Булгарина? В том, что он обнаружил читателя и для журнала своего и для своих книг. Дело в том, что в начале 19-го века в Петербурге появился новый класс, класс грамотных мещан.
Слово «мещанин» употребляется здесь в его изначальном, безобидном, смысле. Так называли в то время городских жителей. В Петербурге времен Булгарина и Пушкина жило множество людей, которые зарабатывали на жизнь каким-нибудь ремеслом. Все эти люди были грамотными и достаточно богатыми, чтобы покупать для развлекательного чтения беллетристику. Но многочисленные романы для дворян были написаны по-французски. Булгарин первым стал писать завлекательные и душещипательные романы и продавать их задешево, зато в больших количествах. Тематика романов укладывалась в несколько специфически мелодраматичных сюжетов: нищий голодающий сиротка, женская доля, плутовской роман и роман исторический.
Читать романы Булгарина нынешнему читателю – занятие не из легких. Скучновато, длинно и слишком много морализаторства. Но тогдашний читатель, к которому Ф.В. адресовал свои произведения, был доволен. А, следовательно, покупал и читал, формируя рынок мещанской литературы.
В то же время, по тем же причинам и в первую очередь в столицах, сформировался также рынок мещанских песен или городского романса. Городские романсы существовали параллельно романсу салонному, классическому. Салонные романсы исполняли в сопровождении рояля, инструмента большого и тяжелого, барского. Романсы городские пели под аккомпанемент гитары, которую можно было свободно захватить и на вечеринку к знакомым, и на пикник. Музыку для салонных романсов писали знаменитые композиторы на стихи знаменитых поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого.
Городские романсы были мелодично попроще. А по жанру это были баллады, развернутые рассказы с определенным сюжетом. Темы были те же, что в упомянутых романах Ф.В.Булгарина: нелегкая жизнь сироты, несчастная любовь («жестокий романс»), сентиментальные песенки, песни об исторических личностях и о военных приключениях. Авторы были всякие, известные, но чаще неизвестные.
По всем эти причинам городской романс стал общедоступным, а потому – популярным, особенно у жителей городских окраин.
Отдельной отраслью городского романса стали студенческие песни, а немного позже – песни революционные. Над последними сейчас принято посмеиваться, хотя в свое время их пели с большим чувством и вполне чистосердечно веря в горячие слова о том, что «нас еще судьбы безвестные ждут». И ведь ждали.
После всякого рода «жарких боев» за мировую революцию городской романс снова стал популярен. Можно сказать, сверхпопулярен. Первым советским шлягером считается песня «Кирпичики», написанная в жанре городского романса поэтом Павлом Германом. Песня эта обычно считается народной, имя автора мало кому известно. Еще менее известно, что написал он также «Марш авиаторов». Помните, «мы рождены, чтоб сказку сделать былью»?
Песни А.Вертинского, В.Козина, П.Лещенко – это тоже городские романсы, доведенные до блеска искусством исполнителей. Но не только исполнителей. Тот же А.Вертинский пел романсы на стихи поэтов Серебряного века. Он же разыгрывал целые представления вокруг сюжета исполняемой песни.
В конце 1950-х – начале 1960-х годов возникло еще одно ответвление городского романса в виде авторской (или бардовской) песни. Простенький с виду жанр дал толчок искусству настоящих поэтов М. Анчарова, Б.Окуджавы, а чуть позже – А. Галича, В. Высоцкого и Ю. Кима. Их песни до сих пор помнит и поет то поколение, чья молодость пришлась на "звенящие 60-е"
Что будет "звенеть" дальше? Не умрет ли городской романс? Не превратится ли один большой блатняк? Время покажет, а музыкальные критики расскажут.