На этом этапе еще можно посмеяться – ребенок еще мал и даже не знает, что такое деньги и для чего они нужны. Что же делать в случаях, когда он берет – неважно, игрушки, конфеты или деньги – уже понимая, что берет чужое?
Есть несколько вариантов. Первый – попытаться раз и навсегда отбить у него охоту воровать, используя самые распространенные и жесткие меры – от ремня до угрозы членовредительства. Вариант второй – махнуть рукой и ждать, что перерастет. И третий – озадачиться этим вопросом всерьез и постараться разобраться, почему ребенок поступает так нехорошо?
И правда, почему? Для чего нужны деньги тому, кого кормят, одевают и одаривают бесплатно, да и карманные деньги дают, как другим детям?
Ребенок с малых лет видит, что мир подарков, сладостей и удовольствий держится на деньгах. Взрослые часто отвечают на просьбы детей купить что-либо одной и той же фразой: нет денег. И он понимает: если бы деньги были, он бы получил желаемое. И он может попытаться решить свои проблемы сам, то есть, взяв деньги из маминого кошелька или папиного кармана. Имея деньги на руках, он первым делом потратит их на конфетки, на жвачки и прочие маленькие радости.
Желание иметь деньги может быть способом самовыражения. Чем я хуже других? –если другие дети открыто демонстрируют свое благополучие. А если и нет в окружении особо «богатеньких Буратино» - почему бы мне не стать лучше других? Опять же, вопрос самоутверждения в глазах сверстников. Пройдет несколько лет – и подросток начнет самоутверждаться в глазах своей первой любви…
Как же пресечь эти нарушения на самой ранней стадии, чтобы они не переросли в настоящую клептоманию? Это вопрос вопросов, на который вряд ли кто знает однозначный ответ. Не подлежит сомнению одно: оставлять без внимания, с легкостью прощать, спускать случившееся «на тормозах» недопустимо. Дети должны знать, что за плохие поступки надо отвечать, а воровство – наихудший из плохих поступков.
Мы все за то, чтобы конфликты с детьми разрешались как можно мягче и комфортнее для них. Но все же бывают случаи, когда требуются достаточно жесткие меры (нет речи о рукоприкладстве!). Разговор с ребенком должен быть очень серьезным и взрослым. Если все сложится удачно, он с первого раза поймет свою вину, а также побудет какое-то время под впечатлением примеров, которые ему приведут родители. К слову, стоит обрисовать безрадостные перспективы, которые ожидают вора в жизни. Если ребенок взял чужую вещь в садике или в школе – непременно объяснить ему в красках, как обидно и больно тому ребенку, который не нашел сегодня свою любимую игрушку или другой предмет. Он должен побыть в роли обокраденного – другого ребенка, или мамы с папой, которые теперь не могут купить для него же и семьи продукты и необходимые вещи, а также сводить его в зоопарк – ведь денег теперь нет!
Вопрос на самом деле чрезвычайно серьезный, и каждый решает его по-своему. Главное – решить до того, как вопрос перерастет в настоящую проблему, а потом и в жизненную драму.