В строгом смысле этого слова – неписанный, все же – преувеличение. Поскольку сам кодекс опирается именно на литературные, можно сказать произведения, самым известным из которых является «Хагакурэ», в переводе на русский «Сокрытое в листве», и есть некие своды правил, перенесенные на бумагу. Но мне не встречалось ни одного записанного на бумаге свода правил поведения самурая, признаваемого всеобъемлющим, поэтому согласимся с тем, что Бусидо – неписанный кодекс чести самурая.
Упоминая о Бусидо невозможно не упомянуть о «Хагакурэ», - «Сокрытое в листве», представляющее собой, скорее литературное произведение, нежели свод неких правил. По легенде «Хакагурэ» было записано одним из учеников известного в свое время самурая, удалившегося на покой и ставшего монахом на склоне лет, и представляет собой скорее воспоминания воина о славных днях своей молодости, рассказах о неких событиях и как достойные люди в таких ситуациях поступали. Соответственно так же надлежит поступать и всем остальным, именующим себя самураями. По преданию перед смертью учитель повелел ученику сжечь записи, но ученик ослушался учителя и литературный памятник японской культуры «Хагакурэ» дошел до наших дней. Есть и другие литературные источники, считающиеся предшественниками Бусидо, но Хагакурэ считается основным и главным.
Следует понимать, что бусидо – это не свод неких правил, и даже записанный в виде коротких изречений он ничего общего не имеет с «Уставом гарнизонной и караульной службы». Бусидо – это философия. Пусть философия смерти, но именно этим она и завораживает. Само слово Бусидо состоит из двух слов «буси» - воин, самурай, «до» - путь, учение, философия. Поэтому иногда это слово пишется через черточку «Буси-до» для подчеркивания именно этой его составляющей, философской.
Теперь о самой философии Бусидо. Основа философии Бусидо хорошо описывается его основным положением : «Путь самурая – это смерть», все остальное лишь уточняет и разъясняет это положение.
Нельзя сказать, что философия Бусидо – это солдафонская философия казармы. Скорее наоборот. Одним из положений Бусидо самураю предписывается проявлять максимум терпения
«Пока есть возможность не убивать – не убивай!».
Но уж если случилось так, что конфликта и схватки не избежать, то в бою самурай должен искать смерть. Положение весьма логичное, если в схватке самурай будет думать о том, как спастись, то он как раз – погибнет! И только бесшабашная смелость поиска смерти и готовность умереть позволит ему выжить. Такое вот весьма логичное противоречие.
Сравнивать Бусидо с рыцарским кодексом чести считаю бесполезным, да, они во многом перекликаются, но основа у них совершенно различна. Бусидо строится на философии буддизма и синтоизма – местной японской религии. Что касается буддизма, то он проник в Японию из Китая в и очень органично вписавшись в культуру Японии.
Следует упомянуть, что Дзен, как течение в буддизме в традиции Махаяны (Великой(большой ) колесницы) возникло в Китае, в монастыре Шаолинь. А Шаолинь – это не только, вернее не столько боевые искусства, это еще и центр цигун, которые входит в обязательную программу обучения воина.
Проникнув в Японию Дзен развивался самостоятельно, с учетом местных традиций, и, поскольку Дзен присутствует и в Корее и во Вьетнаме, то ошибочно было бы считать его чисто японским явлением, но некоторые особенности все же присутствуют.
Учитывая то, что кодексом Бусидо самураю предписывалось быть готовым к смерти в любую секунду, тем же кодексом ему предписывалось наслаждаться каждым мгновением жизни. Поэтому в среде самураев было много поэтов. Неожиданный поворот, не правда ли ? Если к этому еще и добавить то, что самурай обязан был уметь не только убивать, но и лечить, то становится понятно, почему этот кодекс так притягателен для европейцев, просто в силу непохожести представлениях европейцев о солдатской жизни в казармах.
Но на этом стоит остановиться, культура Востока мало изучена европейцами, а мне почему-то она очень интересна и я могу рассказывать очень долго и очень жалею, что не стал востоковедом. Наверное, в прошлой жизни я был самураем или буддийским монахом ….