icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Леонид Девятых
Культура и искусство

Что мы знаем о Мариусе Мариусовиче Петипа?

  • 2324
  • 4

Что мы знаем о Мариусе Мариусовиче Петипа?

Н
На сцене он главенствовал очень часто: ему было уже за сорок, за плечами был опыт работы в Александринском театре в Санкт-Петербурге (1875-1888), в театре Елизаветы Михайловны Горевой в Москве и крупнейших провинциальных театрах России. Он блестяще играл героев-любовников, умел ставить спектакли самостоятельно, обладал тонким художественным вкусом и был замечательно красив. Он был всегда весел и легок в общении и являлся душой любой компании. «Мы восторгались его юмором, зажигались его весельем», – вспоминала об этом актере бывшая актриса труппы Бородая М.И.Велизарий. Кроме того, сама за себя говорила и его фамилия – Петипа.

Сын выдающегося балетмейстера Мариуса Ивановича Петипа, Мариус Мариусович впервые появился в Казани в труппе антрепренера Михаила Матвеевича Бородая в сезон 1895/96 года.

Театралы знали его превосходно, остальная публика и пресса приняли восторженно. После «Гувернера», в котором Петипа выступил в роли Жоржа Дорси, где, по словам местного театрального критика, «был просто великолепен», популярность Петипа стала исключительной и не имеющей аналогов за все годы антрепренерства Михаила Матвеевича. В один из бенефисов Мариуса Мариусовича дошло до того, что около сотни человек оказались в полицейском участке и были приговорены мировым судьей к рублевому штрафу каждый за нарушение порядка на улицах в виде выкрикиваний имени любимого бенефицианта.

«Морозная, тихая казанская зима, – вспоминала в тридцатых годах прошлого столетия бывшая актриса О.А. Голубева. – Бежишь утром в десять часов на репетицию. В большом старом уютном театре уже застаешь наиболее аккуратных актеров… Дружно собираются и другие. М.М. Петипа, элегантный, всегда веселый, с легкомысленным видом болтает и острит в курилке. Красивый, всегда выглядевший много моложе своих лет, он был тогда уже лыс, носил прекрасно сделанную темную накладку и не скрывал этого; когда она ему надоедала, он ее снимал и клал рядом с собой. Тот, кто видел это в первый раз, бывал поражен неожиданностью. Все, что он играл, было блестяще. Он красиво носил костюм и умел одеться. В пьесах, которые он ставил, давал интересные и не шаблонные мизансцены. Он сам делал рисунки костюмов для актеров и актрис. У меня долго сохранялись его рисунки для «Принцессы Грезы». Играть с ним было легко и приятно».

Это был природный актер. Он в совершенстве владел искусством жеста и движения, блистательно вел диалоги. «Изящество, легкость, эффектность внешнего рисунка роли сочетались у Петипа с продуманностью, верностью общего замысла образа, тонким чувством стиля, филигранной отделкой деталей». (Театральная энциклопедия. М., 1965, т. IV, столбец 327).

Вместе с И.М. Шуваловым он составлял пару, которая предназначалась для спасения спектаклей.

Так было, например, в Казани во время бенефиса М.И. Велизарий, игравшей Джульетту. Ромео играл актер Поль. Играл совершенно бесцветно. И только стараниями Петипа – Меркуцио и Шувалова – Тибальда (и, конечно, самой бенефициантки) спектакль не был провален. Точно также случилось в Харькове в 1898 году. Только вместо Поля, был красавец Сарматов, темпераментный, но примитивный актер. Велизарий и «спасатели» Петипа и Шувалов играли так, что «в результате получился не очень плохой спектакль». (М.И. Велизарий. Шекспир на провинциальной сцене.// Русский провинциальный театр. Воспоминания. М.-Л., 1937, стр. 65).

Мариус Мариусович снова появился в Казани в сезон 1900/1901 года. Однако ожиданий публики не оправдал: театр и сценическое искусство достаточно продвинулось за пять лет вперед, а Петипа – нет.

Позднее он продолжал играть на сценах крупных провинциальных театров вместе с женой Марией Петровна Евстафьевой, драматической актрисой, а после ее смерти в 1914 году устроился в Московский Камерный театр А.Я. Таирова, в котором и окончилась его актерская судьба.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+