Само слово «витраж» изначально не подразумевало под собой ничего особенного. В переводе с французского оно означает лишь «оконное стекло». В прежние времена ровный кусок цельного стекла считался большой роскошью для небогатого населения. Поэтому оконные проемы заполняли небольшими стеклышками, вставленными в мелкоячеистый переплет. Уже к Средним векам подобный способ остекления наполнился элементами красоты и изящества. Витражи превратились в неотъемлемую часть интерьера жилищ самых состоятельных господ.
В наше время витражи перекочевали с оконных проемов на потолочные плафоны, межкомнатные перегородки, фальшпроемы в стенах. Практически не существует такого интерьера, в который не смог бы вписаться витраж. Нередко он становится главной декоративной темой всего внутреннего убранства дома, связывая различные помещения в единый художественный контекст.
Специалисты утверждают, что большинство современных витражей производят из американского стекла. Именно в США в конце 19 столетия Тиффани и Ла Фарж разработали технологию многослойного стекла, позволившую добиться цветового разнообразия, недостижимого для средневековых мастеров. И именно в США по сей день активно развивается индустрия витражного стекла, регулярно предлагающая дизайнерам все новые фактуры. Например, стекло под названием «уроборас» имеет поверхность, напоминающую водную гладь, а стекла с дихроичным напылением производят эффект металлической поверхности.
Витражное искусство – это не только соединение различных по цвету и фактуре кусочков стекла. В последнее время очень популярен способ, при котором стекло измельчают в пудру, соединяют с клеем и расписывают этой смесью стеклянное полотно. После обжига получается сложная объемная фактура. Оригинально выглядят композиции или скульптуры из металла с фрагментарными включениями цветных стекол.
Возможности использования витражного стекла почти безграничны. Оно может разделять помещение на несколько зон, служить стойкой бара, плафоном, стеной в бассейне. С таким декоративным элементом интерьер никогда не покажется однообразным. Днем цветные стекла рассеивают свет и наполняют помещение радужными бликами. А вечером, при искусственном освещении они создадут атмосферу торжества, отражая свет ламп и мерцая, подобно драгоценным камням.
Естественно, традиционные витражи отличаются высокой стоимостью. Чтобы сделать это украшение интерьера более доступным, в середине прошлого века была разработана технология накладных витражей. Ее главное отличие от классической в том, что за основу берется цельное стекло, а цветные элементы наносятся на его поверхность с двух сторон. Это позволяет значительно повысить прочность изделия, ведь основа может быть различной толщины, что расширяет возможности применения витража для большинства поверхностей и проемов.
Еще один немаловажный плюс накладного витража – высокая скорость изготовления и, соответственно, более низкая стоимость, что делает такой декоративный элемент доступным для многих.
Оригинальны и интересны изделия, изготовленные при помощи фьюзинговой технологии, при которой отдельные кусочки цветного стекла сплавляются друг с другом в печи. В итоге получается практически монолитное изделие.
Выразительны и неповторимы витражи, изготовленные пескоструйным методом. Стекло обдается сильным потоком песка, из-за чего поверхность становится матовой. Чтобы нанести таким способом рисунок, используют трафарет. Весь процесс управляется компьютером.
Отдельную разновидность составляют витражи комбинированные, изготовленные путем сочетания различных технологий. Например, можно встретить комбинацию пескоструйной обработки, гравировки и нанесения керамических красок.
Несмотря на высокую стоимость и сложность работы, спрос на витражи постоянно растет. Композиции из цветных стеклышек украшают интерьер городских квартир, загородных коттеджей, торговых и развлекательных центров. А это значит, что для того, чтобы насладиться сказочной игрой света, больше не нужно стремиться в сооружения «пламенеющей готики». Сейчас витражное искусство доступно всем.