Да, тест Розенцвейга является проективной рисуночной методикой. С его помощью специалисты-психологи выявляют особенности поведения людей в ситуации фрустрации (или по-другому, в сложных, неожиданно возникающих неприятных ситуациях, когда возникают препятствия на пути достижения цели). Возможно, вы вспомните случаи, когда в подобных ситуациях люди менялись до неузнаваемости, например, тихоня начинал командовать, или культурный гражданин превращался в яростного скандалиста и дебошира, уверенный в себе смельчак вдруг цепенел, не мог ничего сделать…
Тест Розенцвейга был предложен его автором в 1944 году - тогда был разработан вариант для взрослых, а в 1948 году С. Розенцвейг с соратниками предложил и детский вариант. В нашей стране методика впервые начала применяться намного позже - лишь в 1975 году.
Итак, что же представляет собой тест? Он состоит из 24 картинок, на которых нарисованы фигуры людей. Схематически изображена ситуация, в которой они оказались. И по типу комиксов, над одним человеком изображен квадрат, где указана определенная фраза, которую он адресует другому. Слова «говорящего» человека указывают на то, что ситуация для него является неприятной. Задачей тестируемого является придумать свою реплику в ответ – и записать его в специальном бланке для ответов. Для того, чтобы заполнить тест, необходимо эмоционально включиться в ситуацию, указанную на картинке, представить себя ее персонажем.
Таким образом, ситуации, которые Розенцвейг использует в своем тесте, представляют собой бытовые неприятности, с которыми мы можем столкнуться в любой момент. Основные их характеристики: неожиданность, неприятные ощущения «говорящего» человека, столкновение интересов, требование какой-то реакции от другого человека (т.е. от тестируемого).
Таким образом, тест Розенцвейга позволяет видеть поведение человека (его реакцию) в непредвиденных обстоятельствах, при этом надо помнить о том, что он не дает информации, как ведет себя человек в обычной жизни. Где применяется методика? В психологическом консультировании, в профессиональном отборе, в общих и специализированных школах, в социально-психологическом тренинге.
Иногда то, как мы реагируем, как ведем себя - не играет большой роли, даже если поведение нас «не красит». Но бывают и другие ситуации. Если человек, на котором лежит огромная ответственность за других, не может адекватно реагировать на внезапно возникающую ситуацию – к чему это может привести? А если этим человеком окажется ответственный сотрудник атомной электростанции?
Любой тест сам по себе, не может со 100% достоверностью ответить на все интересующие специалиста вопросы, но использование надежных психологических методик (в частности, таких как тест Розенцвейга), особенно в комплексе с другими, может дать правильный ключ к пониманию того, на что способен человек и что от него можно ждать.