Сие первое поминовение усопших после Великой Пасхи имеет глубокие корни, уходящие в славянскую древность. Обычай славян приходить на кладбища и поминать своих предков был воспринят православной Церковью и поддержан специально отведенным для этого днем. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что данный праздник отмечался на кладбищах православных христиан еще в 4 веке. По народным верованиям, в этот день мертвые незримо встают из могил, присутствуют на поминальной обедне, разговляются после поста на поминальной трапезе и РАДУЮТСЯ, что дети помнят и чтят их. Отсюда и название праздника – Радоница. И, напротив, печалятся и даже плачут, если дети в этот день не пришли на кладбище и, стало быть, не вспомнили о них.
Невзирая на место поминовения – кладбище – и поминальное настроение, день этот считался и считается РАДОСТНЫМ. В самом названии праздника уже заложен корень «рад», то есть, радование, радость. Сей языческий характер праздника был также принят Русской Церковью, как обязательный. Празднование Радоницы отвергает печаль и переживания по поводу утраты родных. Напротив, в этот день надлежит радоваться их новому рождению в иную жизнь, а именно – в жизнь вечную. Ведь человек мертв тогда, когда о нем забыли. И жив, покуда о нем помнят. К тому же, разлука с родными есть явление временное, а победа над Смертью одержанная воскресением Христа, отвергает печаль и придает надежду всем и каждому. И надеждой этой и радостью следует поделиться с усопшими именно в день Радоницы.
Угощения в этот день предполагались как для живых, так и для мертвых. Не угостить усопших родителей предполагало то, что и вас никто не угостит, когда вы переселитесь в Мир Иной. Поэтому усопшие одаривались пасхальным яичком, а то и рюмкой водки, а затем слушали рассказы своих младших родственников об их радостях и горестях.
Кстати, практика возлагать на могилу пасхальное яичко, конфеты и крошить печенюшку для птичек не приветствуется православной Церковью, поскольку это считается возрождением языческих традиций. Не приветствуются и разного рода новоявленные традиции, вроде оставления на могиле усопшего фотографии рядом со стопкой водки и черным хлебом. Ну и, конечно, Церковь против гульбы, пьянок и развеселых песен на кладбищах в этот священный праздник. Ведь душам усопших нужнее молитва и память, нежели угощение. И хотя пьянка на кладбищах считается явлением недопустимым, однако усопшие поминались и поминаются спиртным, поскольку употребление вина в меру все же не осуждается Священным Писанием. И по сей день мы можем повсеместно видеть, что в Радоницу люди приходят на кладбище и поминают своих родных рюмкой водки. Так есть, и пусть так и будет.