Немногие, даже среди современных исполнителей рок-музыки, знают о том, что существует праздник Всемирный день рок-н-ролла, который отмечается 13 апреля. В апреле 2004 года на центральном канале российского телевидения в эфир вышла передача «Угадай мелодию» с участием музыкантов группы «Машина времени», ведущий программы В. Пельш, отметил что родоначальники Российского рока стали гостями программы накануне дня рок-н-ролла и спросил у музыкантов как они будут отмечать праздник. «А какого он числа?» - ответил вопросом на вопрос Андрей Макаревич, лидер коллектива. А ведь они, уже умудренные опытом рок-музыканты одни из тех, кто стоял у истоков этого музыкального жанра в нашей стране, кто под влиянием «битломании» захотел играть «такую же музыку на русском языке». Они ближе всех в российской традиции стоят к тому исконному американскому и британскому рок-н-роллу.
Говорит ли это незнание о неуважении музыкантов к истории своего жанра? Вряд ли! Скорее всего «забвение» праздника «Дня рок-н-ролла» у нас в России связано во-первых с многообразием жанров в современной рок-культуре, а во-вторых с тем, что у нас в России сформировалась своя абсолютно особая рок-традиция, названная «русским роком» или «поэтическим роком», безусловно связанная своими истоками с западом и впитывавшая влияние западных исполнителей на протяжении свой истории, но при этом оставаясь очень самобытной.
В связи с этим будет полезно напомнить всем любителям российской и западной рок-музыки о рождении музыкальной традиции, с чем и связно возникновение праздника «Всемирный день рок-н-ролла». Датой рождения рок-н-ролла и как следствие всей рок музыки условно считают 12 апреля 1954 года, когда вышел в свет сингл «Рок вокруг часов» ( Rock around a clock) американского певица Билла Хейли, считающегося первым белым исполнителем рок-н-ролла. Трек произвел невероятный фурор среди американцев, именно с этим событием многие стали связывать возникновение рок-н-ролла как музыки белых, именно под звуки этой песни возникли первые движения одноименного танца. На следующий день после выхода песни Хейли начался настоящий ажиотаж вокруг неё именно поэтому праздник принято отмечать не в сам «день рождения первой рок-песни», а на следующий день, когда эта музыка «пошла в народ». Рок-н-ролл разрушал существующие в культуре того времени танцевальные и музыкальные каноны, и возможно, именно в этом была причина его успеха. Рок-н-ролл стали называть «музыкой свободы», самое его рождение в негритянских кварталлах и выход «на большую сцену» в творчестве Хейли и, позже, Элвиса Пресли был связан с усталостью американского общества, людям была необходима встряска - «протест», который они услышали в рок-н-ролле.
Американский обыватель второй половины века стал уставать от своей размеренной жизни, развитие западной цивилизации постепенно подводило её к критической фазе, что в политике выразилось в феномене государства благосостояния, кризис которого приведет к системного кризису западного общества в 70-х годах, а в духовной жизни это проявилось в распространении музыки протеста и молодежных субкультур. Возникновение молодежной субкультуры открыло новую страницу в истории рок-н-ролла, эта музыка, воспевавшая свободу и прогресс, дававшая отдушину и показывавшая новый путь для социализации молодежи стала основой большинства западных субкультур. Многие помнят советский феномен «стиляг», возникший в 50-е годы также как протест против советского режима, против размеренного «коммунистического образа жизни» и во-многом через стиляг рок-н-ролл был услышан в советском союзе и отсюда берет своё начало российская рок-традиция. Но насколько стиляги не были похожи на американскую молодежь, настолько и российская рок-традиция оказалась отличной от западной. На западе же музыка хиппи и панков, готов и байкеров породила различные жанры и направления рок-музыки. Как эти субкультуры не были похожи между собой, также и их музыка отличалась друг от друга, но всё же имела общие черты: драйв и отказ от канонов, воспевала свободу и протест, эта музыка сохранила общий дух, характерный для всех тех, кто играл её во второй половине XX века и играет её сегодня. Рок-н-ролл, родившись как музыка и танец стал своеобразной идеологией, новым опиумом для народы, символом новой духовной парадигмы. Рок музыка стала разной, а праздник остался как символ, как память о рождении традиции, которая к сожалению уже осталось во многом в прошлом, с победой виртуального общества у новой молодежи уже другие приоритеты, протест сменился приспособленчеством, социальными фреймами и поиском статусности, говорят, что рок-н-ролл умер, но нет он всё таки жив, хотя и отношение к нему и его роль сегодня стали другими.
Как же отмечать международный день рок-н-ролла: танцевать, пилить на гитаре жесткий риф или прыгать показывая козу под тяжелый саунд любимой группы, пить пиво и веселиться или устроить танцевальную вечеринку в стиле 60-х и вспомнить историю этого праздника и музыкального жанра? На этот вопрос каждый ответит для себя сам!