Вопрос "Нужны ли отзывы заказчиков?" волнует, прежде всего, тех, кто предлагает свои услуги в интернете. Отзыв - один из лучших инструментов доверия. Благодаря ему заказчик получает представление о мастерстве специалиста, в свою очередь у специалиста появляется дополнительная возможность обоснования высокой цены оказываемых им услуг.
Преимуществом отзывов является ещё и то, что они оставляются добровольно. Люди, с которыми вы работали, совсем не обязаны высказывать своё мнение о вас как специалисте. Они делают это только в том случае, если сотрудничество с вами вызвало у них какие-либо эмоции: положительные или отрицательные.
Конечно, можно заплатить и получить сколько угодно положительных отзывов. Чаще всего так поступают не отдельные профессионалы-фрилансеры, а компании, которым необходимо как можно быстрее заявить о себе в виртуальном пространстве. Но если это станет нормой, то рано или поздно обман всё равно раскроется, так как сегодня каждая компания может ощутить на себе всю силу сарафанного маркетинга.
Если говорить о копирайтерах и пишущей братии в целом, то в нашем случае отзывы необходимы, как и портфолио. Они работают на повышение авторитета, поэтому без них достаточно сложно говорить о высоких заработках и толпах клиентов.
Отзывы нужны! Это известно всем без исключения. Но систематическую и целенаправленную работу с отзывами ведут лишь единицы. Почему? Ответ очевиден: отзыв получить очень сложно, если... ничего для этого не делать.
Чтобы получить ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ отзыв, не достаточно выполнить работу без сучка и задоринки. Процесс получения отзыва начинается задолго до того, как заказчик примет работу.
Чтобы получить отзыв, необходимо:
- наладить контакт с заказчиком и поддерживать его не только во время выполнения работы, но и когда заказчик примет её (уточнить, всё ли в порядке, если заказчик ничего не отвечает, необходимо, хотя бы из вежливости);
- предложить скидки и бонусы;
- оставить положительный отзыв о работе с клиентом (это повысит вероятность ответного отзыва);
- после получения оплаты поблагодарить клиента и попросить оставить свой отзыв (не стоит скромничать и считать, что такая просьба - верх неприличия и показатель попрошайничества).
Кроме этого, можно облегчить "жизнь" заказчика, предложив ему план отзыва, состоящий из нескольких вопросов. Отличный опросник предложил в своём блоге Денис Каплунов. Всего восемь вопросов помогут создать не какой-нибудь, а продающий отзыв.
Понятно, что каждому из нас приятно читать о себе положительные отзывы, хотя бы выраженные одним предложением. Получается, что нам нужны исключительно положительные отзывы. А как же на счёт отрицательных? Ведь и они нет-нет да и могут появиться.
Если вы, получив ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ отзыв, впадаете в депрессию, то вам пора менять своё отношение к льющемуся негативу. Особенно, в тех случаях, когда положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. В противном случае (когда больше отрицательных) нужно задуматься, а своим ли делом вы занимаетесь.
На отрицательные отзывы необходимо отвечать, но не так, как это часто делается в интернете, когда заказчик называется неадекватом и на него выливается ответный ушат негативных эмоций. Будьте выше и предоставьте читающим отзывы о вашей работе веские аргументы на каждое обвинение. Но делайте это не сразу, а после того, как успокоитесь и всё хорошенько обдумаете.
К тому же только отрицательные отзывы могут указать нам на наши ошибки, которые мы можем упорно не замечать. Они же - показатель того, что нам ещё есть, куда совершенствоваться. А это замечательно!
И напоследок не забудем отметить, что бывают случаи, когда заказчик оставляет отрицательный отзыв, потому что у него банально плохое настроение, и он "ненавидит" не только вас и вашу работу, но и самого себя.