Однако в этом случае из виду упускается следующее: бизнес чаще всего в этой области начинают те, кому он на самом деле интересен. Поэтому скажем прямо: школа может стать предметом бизнеса и вроде как даже должна, вот только есть несколько «но»…
Отчасти школа и так уже предмет бизнеса. Репетиторы, дополнительные занятия, «кружки» и «квадратики». А еще «ремонты», «пожертвования» и «давайте обеспечим компьютерный класс деткам». Разумеется, далеко не вся сумма уходит именно на эти цели – разве что родителям нечем заняться помимо воспитания чада, и они готовы контролировать, бегать и «добывать». Однако это – бизнес теневой и весьма неофициальный…
С другой стороны, слишком много примеров, когда платная частная школа, собственно, предмет бизнеса, являет собой далеко не лучший пример. Когда за имя платится больше, чем в итоге получает школьник. При тщательном рассмотрении родители обнаруживают, что на «бешеные деньги» обеспечивают совсем не «бешеный» комфорт, а также воспитательный процесс и процесс обучения.
Вот и получается, что человеческого отношения «купить за деньги» не выйдет. Однако, по здравому размышлению, если педагог может обеспечить свою семью, если он не только сравнительно сыт, и главное – если не занят очередными «инновационными технологиями» - составлением бесконечных презентаций, отчетов, «исследованием условий учащихся», то он может очень многому научить.
Аналогична ситуация и с детскими психологами в школе. Зачастую само наименование должности вызывает массу негативных ассоциаций. От психологов – о ужас! – берегут детей. Потому что потом детки приходят домой и рассказывают бледнеющим мамам и папам такое…
А будь тот же психолог – хорошо оплачиваемым, будь это бизнесом, пусть даже и маленьким, и частным – можно было бы нанять профессионала. Который, кстати, помогал бы родителям, а не грубо вмешивался в процесс воспитания, потому что «право имеет». И это даже не так затратно, как может показаться на первый взгляд.
По всему выходит, что школа и может, и должна быть предметом бизнеса. Бизнеса – как оранжерея – любимого, пестуемого, трепетного и ответственного. Но об этом остается только мечтать, разглядывая фотографию Стокгольмской школы. Она, кстати, занимает под две тысячи квадратов, и воплощает все современные педагогические и технические задумки. Вот зона, где можно уютно расположиться на мягких и теплых ступеньках с ноутбуком на коленках. Ну да, не положено – а как же позвоночник! Вот огромные «классы» без стен – но как же будут учиться младшие и старшие школьники, неужели вместе? Изолировать, и немедленно!.. И еще тысяча и одна причина, почему у нас даже «за большие деньги» не увидишь такого обучения.
А в странах, где любую задумку нужно согласовывать с тысячей инстанций, и через годик-другой все равно есть риск оказаться непедагогичным с точки зрения налоговой или СЭС, родители до сих пор собирают школе на краску для пола или очередной потрепанный компьютер.