Когда Катеньке исполнилось два с половиной года, моя соседка забеспокоилась, ведь уже не только ей самой стали заметны отклонения в поведении её ребёнка, но и окружающие люди с удивлением отмечали, что девочка не отвечает на обращение к ней, даже если мама зовёт её, не улыбается в ответ на улыбку, избегает смотреть прямо в глаза и почти совсем не говорит. Сначала думали, что проблемы со слухом, но после проверки оказалось, что слышит она нормально. Родители обратились к невропатологу и после тщательного обследования и консультаций с психологами и психиатрами, ей поставили диагноз – ранний детский аутизм. Надо отдать должное моей соседке, что она не стала искать других врачей, чтобы опровергнуть диагноз, а сразу же вооружилась литературой и специальными пособиями и начала трудное и кропотливое лечение.
Конечно, полностью вылечить Катеньку она не смогла, но у девочки заметно улучшилась способность к общению, появилась речь и внимание. Через год она практически не отличалась от других детей, правда иногда замыкалась в себе, но ненадолго. Благодаря лечению, активным занятиям и постоянному вниманию матери, болезнь не перешла в тяжёлое психическое расстройство. Огромное положительное значение имело и то, что она стала ходить в детский садик, где воспитатели с пониманием отнеслись к ребёнку. Любовь родителей, терпение матери и помощь воспитателей, помогли малышке приспособиться к этой жизни, поверить, что этот мир не страшен и не против неё, помогли научиться контактировать с другими людьми.
Понятие "Аутизм" было введено швейцарским психиатром Э. Блейлером ещё в 1910 году, сначала он рассматривал его как один из симптомов шизофрении, проявляющийся как бегство от реальности и уход в себя, но потом исследователи выделили его в особую группу психических расстройств. Понятие раннего детского аутизма как самостоятельного синдрома описал швейцарский психиатр Л. Каннер в 1943 году. С тех пор не утихают споры об этиологии, патогенезе, клинике и лечении этих расстройств. Многие психиатры не называют аутизм болезнью: как правило, о нем говорят как о состоянии - поэтому аутизм не "лечат", как в случае с шизофренией, а "корректируют".
Каковы же причины появления людей-аутистов, то есть людей, замыкающихся в себе и болезненно реагирующих на всякое внедрение в их собственный мир со стороны. Раньше думали, что это недостатки воспитания, отсутствие должного внимания к ребёнку в раннем возрасте, однако почти вековой опыт наблюдения и последние научные исследования с помощью новейших методов анализа показали ошибочность этого утверждения. В возникновение аутизма большую роль играют генетические нарушения, взаимодействие множества генов, или же мутации отдельных генов, пока ещё до конца не исследованных. При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга. Есть предположения, что к ним приводит гормональный дисбаланс во время внутриутробного развития и многие другие факторы, в том числе и неблагоприятные факторы внешней среды. Так или иначе, механизм и причины возникновения аутизма ещё до конца не изучены, а соответственно и нет возможности полного излечения таких больных.
Степень тяжести аутизма может варьировать от легкой до тяжелой. Люди с легкой степенью аутизма могут казаться нормальными. Для таких, относительно благополучных состояний, в классификации патологии ввели термин – синдром Аспергера. У людей с синдромом Аспергера развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит коммуникабельности. Среди людей-аутистов со слабо выраженным синдромом встречаются довольно известные и одарённые личности. Среди них много художников, учёных, писателей. Аутистическими чертами, по описаниям современников, обладали такие выдающиеся личности как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, президенты Соединенных штатов - Авраам Линкольн и Гарри Трумэн. Аутизмом предположительно страдали философ Иммануил Кант, сказочник Ганс Христиан Андерсен, художник Нико Пиросманишвили. Фантастическая скрупулёзность и педантичность в некоторых действиях аутистов приводит иногда к созданию шедевров, так, тот же Леонардо да Винчи 12 лет вырисовывал губы «Моны Лизы».
По сути, образ аутиста хорошо характеризуется выражением – «не от мира сего». И действительно, для аутиста внешний мир кажется угрожающим и опасным, а окружающие его люди сродни инопланетянам, которые могут разрушить его собственный мир и от которых нужно защищаться. Попытки «проникнуть» в его мир, вовлечь в контакт приводят к непредсказуемым действиям, вспышкам агрессии и самоагрессии, или же к полной замкнутости и отрешённости. Аутист плохо переносит изменения в своей жизни, новые питание, режим, одежда вызывают панику. Перестановка мебели, изменение привычного маршрута могут привести его в состояние тревоги и гнева. Одним из диагностических признаков расстройства является отклонения в пищевом поведении. Проблема избирательности в выборе блюд может приводить даже к полному отказу от еды. Считается, что ребёнок не может умереть от голода рядом с полным холодильником еды, а вот ребёнок-аутист – может.
Снижение интеллекта также является характерным для аутистов. У людей с тяжелой степенью аутизма часто полностью нарушена функция мозга, и тогда человек не только не контактирует с окружающими его людьми, но и не может обслуживать себя нормально. Такие люди нуждаются в постоянном наблюдении и поддержке. Тяжелые формы аутизма могут привести к шизофрении и полному исключению человека из общества, им требуется специализированный больничный уход.
Во многих странах для людей-аутистов создаются коррекционные центры, им помогают осваивать несложные процессы и трудоустраивают. Некоторые компании даже нуждаются в таких особо скрупулёзных специалистах, готовых работать с вещами, которые другим могут показаться нудными, например, тестировать компьютерные программы. Конечно, процент трудоспособных людей-аутистов не очень высок, но положительный пример коррекции аутистической симптоматики детей-аутистов и возможность их адаптации в социуме, понимание и помощь со стороны окружающих позволят многим, людям, «не от мира сего» чувствовать себя более уверенно в этой жизни.