Но с другой стороны – такие тесты и наиболее сложны: тут нельзя подсчитать количество ответов «да» и «нет» на такие-то вопросы – придётся всматриваться, вдумываться, а главное – знать, что могут означать те или иные детали (это всё проверено психологами на множестве испытуемых – так что доверять инструкциям можно).
Прежде чем говорить о конкретных тестах, назовём некоторые общие правила:
- выбирайте момент, когда ребёнок в спокойном, ровном настроении; если ребёнок подавлен, или возбуждён, или только что произошёл конфликт – рисунок будет отражать не устойчивое положение вещей, а текущую ситуацию; не следует и отрывать ребёнка от другого занятия, если именно сейчас он рисовать не расположен.
- во время рисования наблюдайте за ребёнком незаметно (не «стойте над душой»);
- не подсказывайте, не поправляйте («ты забыл нарисовать бабушку», «почему у папы нет ушей» и т.п.) – иначе пропадут те самые детали, которые несут главную смысловую нагрузку;
- не обсуждайте с ребёнком результаты теста: то, что вы узнали – это информация к размышлению для вас… и тем более – не ругайте ребёнка за то, что вам удалось о нём узнать (особенно опасно в этом плане обвинение: «ты не любишь…»).
Самый известный тест такого рода – «Рисунок семьи». Инструкция очень простая: ребёнку предлагают нарисовать свою семью – не давая никаких дополнительных инструкций, не перечисляя, кого и как он должен нарисовать. Когда рисунок закончит – попросите ребёнка объяснить, кто есть кто – и после этого можно оценивать результаты.
1. Размер фигур: чем больше человек – тем он авторитетнее для ребёнка. Дети с завышенной самооценкой рисуют себя крупнее взрослых членов семьи, и наоборот – ребёнок с заниженной самооценкой рисует себя преувеличенно маленьким, в уголочке.
2.Если кто-то из членов семьи отсутствует – либо ребёнок его ненавидит (так, часто дети «забывают» нарисовать брата или сестру, если ревнуют родителей к ним) или с этим человеком у ребёнка нет эмоционального контакта. Иногда дети придумывают объяснения, почему не нарисовали такого-то человека («братик ещё маленький – он не может сидеть за столом») – учитывать это не стоит: нет – значит, нет.
3.Ребёнок не изобразил самого себя – значит, чувствует себя отвергаемым, «отторгнутым» от семьи, «лишним».
4.Ребёнок изобразил одного себя, «забыв» всех остальных – либо это признак завышенной самооценки, либо ребёнок не ощущает себя «единым целым» с семьёй.
4.На рисунке – придуманный член семьи или домашнее животное, которого нет в действительности: близкие не удовлетворяют потребность ребёнка в любви и ласке.
5.Расстояние между фигурами свидетельствует об эмоционально близости между этими людьми.
6.Обратите внимание на части тела персонажей: персонаж без ушей – это человек, «не слышащий» окружающих, игнорирующий то, что ему говорят; человек с большим ртом – источник угрозы (тот, кого ребёнок боится), человека, нарисованного с большой головой, ребёнок считает умным, с длинными руками и большим количеством пальцев на руках – сильным (и наоборот). Человека, изображённого с большими глазами, ребёнок воспринимает как тревожного и беспокойного, с маленькими (в виде точек или щёлочек) – как замкнутого.
7.Обилие мелких деталей (пуговицы, шарфы и т.п.) говорит о множестве запретов.
Менее известен рисуночный тест «Человек под дождём» – он говорит о том, как человек реагирует на проблемы и стрессовые ситуации (можно провести такой тест не только с ребёнком, но и со взрослым).
Предложите нарисовать человека, а потом – того же самого человека под дождём и посмотрите, как изменился рисунок:
1.Фигура человека смещена в верхнюю часть – тенденция к уходу от реальности.
2.Человек изображён уходящим или с высоты птичьего полёта – стремление избегать неприятностей.
3.Под дождём фигура человека увеличена – склонность мобилизоваться при столкновении с трудностями, уменьшена – стремление искать помощи у окружающих.
4. Одежда: чем её больше – тем выше потребность в дополнительной защите. На то же самое указывают дополнительные предметы, которые человек держит в руках: сумочка, зонт и проч. Особо следует сказать о зонтике: купол его обозначает материнское начало, ручка – отцовское, соответственно, по размеру этих деталей можно узнать, в чьей поддержке – матери или отца – больше нуждается ребёнок.
5.Как изображён дождь: линии или крупные, закрашенные капли – трудная ситуация воспринимается как постоянная, в виде мелких редких капель – как временная и преодолимая.
Рисуночных тестов достаточно много – и невозможно описать все в одной статье: «Нарисуй человека», «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Необитаемый остров» и др.