В относительно изолированных горных ущельях, где жили осетины после крушения своего царства, формировался причудливый сплав христианства и собственной осетинской мифологии. Подобные процессы шли везде, куда приходило христианство – достаточно вспомнить наш праздник Ивана Купалы или ирландскую святую Бригитту с огненным столпом над головой вместо нимба, но в Осетии была своя особенность: дохристианская религия осетин была монотеистической. Единый Бог именуется Хыцау, а также Иунæг (Единый) и Стыр (Великий), ему повинуются «дзуар» (святые покровители), «зæд» (небесные ангелы) и «дауæг» (земные духи) – как видим, всем этим понятиям можно найти аналоги в христианстве (за исключением разве что земных духов).
Но и в эволюции осетинских верований присутствовала черта, всегда сопровождающая приход мировой религии на смену национальной: духи, представлявшиеся нейтральными или даже добрыми, начинали ассоциироваться с бесами. Вот так и родилось название «Хайраджыты ахсав» – «Ночь чертей», впрочем, у этого праздника есть и менее страшное название – «Бынаты хицауы ахсав», иногда это переводят как «Ночь домового».
Дата этого праздника меняется от года к году, его принято отмечать в ночь на первую среду после наступления Нового года. Центральный мотив этого праздника – жертвоприношение Бынаты хицау, духу-покровителю, который есть у каждого дома. Главным блюдом жертвенной трапезы когда-то было мясо черного барана или козленка, но в современности ограничиваются курицей – но она тоже должна быть черной, причем ее непременно надо купить живой, самому зарезать и разделать, оставляя части целыми. Блюдо из жертвенной курицы, ставят на стол и на некоторое время покидают дом, чтобы Бынаты хицау мог вкусить приготовленное для него кушанье, а потом хозяева сами садятся за стол после того, как глава семьи произнесет: «О Бынаты Хицау, да будет нам твоя благодать! Не дай нам ошибиться и огради нас от несчастий. Домочадцы наши и живность наша да будут под твоим покровительством. Услышь наши искренние молитвы и да будет тебе угодно все, что мы приготовили. Да не станет это нашим последним даром тебе». Разумеется, делить трапезу с покровителем дома могу только члены семьи, проживающей в нем – гостям еду с такого стола не предлагают. Для гостей – а также для ряженых, всю ночь разгуливающих по селениям, разбрасывая зерна и конфеты (чтобы привлечь изобилие) – предназначается еда с других столов, которые ставят прямо на улице, несмотря на холодную погоду. Одно из традиционных блюд при этом – большой пирог, в начинке которого разбросаны разные мелкие предметы для предсказания судьбы: попалась в вашем куске пирога монетка – значит, разбогатеете, попалась щепочка – будет у вас новый дом и т.п.
В эту ночь принято возле домов не только ставить накрытые столы, но и зажигать костры – и чем больше костер, чем громче он трещит, тем дальше бежит от дома всякая вредная нечисть. Осетины прыгают через праздничные костры, приговаривая: «Пусть все беды сгорят в огне!»
Отношение к празднованию Ночи покровителей жилища в современной Осетии неоднозначное. Все чаще раздаются голоса, что людям, считающим себя христианами или мусульманами (приверженцы ислама в Осетии тоже есть) не подобает соблюдать языческие обряды, молиться домашним духам вместо Бога и святых и тем более – приносить им жертвы. Другие же осетины не видят в этом ничего предосудительного, ведь для большинства современников сакральный смысл этого праздника не вполне очевиден, он остается лишь древней народной традицией, соблюдений которой позволяет глубже ощутить свои национальные корни.