Хотя это изобретение возникло благодаря гению Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения, реализовано оно было спустя 500 лет, в 50х годах прошлого столетия. Первый легковой автомобиль CVT был собран голландцами на заводах DAF, затем Volvo попробовала эту трансмиссию. Некоторые модели скутеров и большинство снегоходов уже давно используют вариаторы. По мнению ведущих специалистов вариаторные коробки передач в ближайшее время вытеснят классические передаточные устройства.
Как работает вариатор? Представьте два конуса обращенных друг к другу вершинами, соединенных ремнем. Один из конусов ведущий, другой ведомый. Передаточное число можно менять, перемещая ремень от основания конуса к его вершине. В реальности используются шкивы, с одновременным изменением радиуса. При начале движения радиус ведущего имеет наибольшее значение, а ведомого наименьшее, и, наоборот, при движении с максимальной скоростью.
Разумеется, педаль газа действует весьма опосредованно. Её положение обрабатывается электроникой, различными датчиками и, после этого, выдаются команды исполнительным устройствам. Таким образом, двигатель всегда работает в щадящем режиме без рывков и перегрузок, в предельно экономичном режиме. Система «прощает» ошибки неопытных водителей, стабильно работает в городском режиме, при затяжных подъемах и выгодно отличается от своих собратьев с механической АКПП при разгоне.
Машиной с CVT легче управлять, водитель чувствует себя намного комфортнее, не задумывается над износом дисков сцепления и выжимных подшипников при пробках, расходом топлива на холостых оборотах. Авто никогда не заглохнет на семафорах, не скатится назад при подъемах, всегда плавно начинает движение.
Большинство моделей допускают управление авто в режиме эмулятора фиксированных скоростей (тип-троник), или спортивный режим (кик-даун) - при необходимости быстро завершить обгон. Не случайно, авто подобного типа, набирают популярность у прекрасной половины человечества.
Благодаря электронному управлению двигатель работает в оптимальном режиме и меньше изнашивается. Вариаторы намного дешевле и легче механических автоматов.
Вместе с тем вариаторы, увы, имеют и недостатки:
- на автомобилях с мощными двигателями, CVT пока большая редкость (Audi A4, Nissan Murano с 3.5-литровым V6),
- обслуживание и ремонт заметно дороже АКПП, более дорогая специальная трансмиссионная жидкость, мало квалифицированных специалистов,
- есть серьезные ограничения на буксировку прицепа или другого авто,
- при выходе из строя одного из многочисленных датчиков система полностью блокируется, или работает в режиме «авария» до ближайшей станции обслуживания.
Тем не менее, если соблюдать несложные правила эксплуатации, то можно спокойно оградить себя от этих неприятностей:
- избегать нагрузок на трансмиссию при начале движения в холодное время,
- не допускать резких нагрузок при старте и при преодолении бездорожья,
- следить за уровнем и состоянием трансмиссионной жидкости, своевременно производить ее замену,
- контроль за состоянием датчиков, целостности проводки и разъемов,
- и, конечно, не пытаться ремонтировать коробку самостоятельно.
Сочетание высокой динамичности и экономичности достигается за счет увеличения числа передач. Уже есть двигатели с 8 ми ступенями, недалеко то время, когда мы будем свидетелями 12 ступенчатых автоматических коробок. Вариаторы уже приблизились к решению этой задачи, число передач у него бесконечно.