Между тем, приглядевшись к прошлому повнимательней, мы обнаружим там немало явлений откровенно неприглядных – таких, которые способны шокировать даже наших современников, привыкших жить по принципу «постель – не повод для знакомства». Об одном из таких явлений мы сейчас и поговорим, и имя ему – снохачество.
В самом слове «снохачество» нетрудно заметить сходство с известным термином родства – сноха, изначально – «сыноха», т.е жена сына. Какой была жизнь молодой женщины в «старом» быту, который мы так любим идеализировать? В XVIII-XIX вв. она зачастую бывала незавидна: со времён Петра I, создавшего в нашей стране регулярную армию, молодых крестьян забирали в рекруты, и эти парни могли бы позавидовать нашим современникам, ноющим из-за необходимости прослужить один год – ведь им-то предстояло служить 25 лет! Со временем к этому добавилось ещё и отходничество – уход на заработки в город, при этом в деревню, к семье человек возвращался не чаще, чем дважды в год.
В обоих случаях молодая женщина оставалась в деревне… нет, в том-то и дело, что не одна! Оставалась она во власти «большака» – главы семьи, который, как правило, был отцом её мужа – т.е. её свекром. И далеко не всегда свёкор отличался порядочностью – пользуясь отсутствием сына, он вполне мог «воспользоваться» его молодой женой. В случае отказа он мог «загрузить» женщину непосильной работой, изводить придирками, грубыми окриками и даже побоями. С другой стороны, «сговорчивая» сноха вполне могла получить и новый сарафан, и послабление в работе…
Вот такое сожительство свекра со снохой и называлось снохачеством. И не всегда первопричиной была служба в армии или уход на заработки: некоторые великовозрастные развратники умышленно женили своих 12-13-летних сыновей, чтобы пользоваться их молодыми жёнами.
Самое же страшное заключалось в том, что снохачество далеко не всегда осуждалось обществом – во многих сёлах это воспринималось как нечто само собой разумеющееся… впрочем, не везде. Где-то прислушивались к мнению Православной церкви, которая относилась к этому явлению крайне нетерпимо: супружеская неверность вообще грех, а муж с женой, к тому же, «единая плоть» – следовательно, сожительство с женой сына приравнивается к инцесту. Именно поэтому в Тамбовской губернии, например, снохачей (т.е. мужчин, уличённых в сожительстве с жёнами сыновей) презирали настолько, что лишали их права голоса на сходе при решении общественных дел – даже могли заявить: «Убирайся к чёрту, снохач, не твоё тут дело!»
Безусловно, учиться у прошлого надо… но следует оценивать его трезво: далеко не всё в прошлом нашего народа достойно сохранения и заимствования!