Присмотримся повнимательнее к симптомам "болезни".
...Через несколько дней после выписки из роддома у маленького Пети поднялась температура выше тридцати семи. Мать позвонила в детскую поликлинику, чтобы вызвать врача на дом, но в ответ услышала: "А может, вы на приём придёте? У нас так много вызовов!" Пришлось вызвать врача из платного центра - не тащить же, в самом деле, в поликлинику больного малыша, которому нет от роду и двух недель.
...23-летняя Аня страдала от мучительных головных болей - во время приступов она не могла встать с кровати, казалось, что голову заливает расплавленным металлом. Участковый терапевт направил к неврологу. В регистратуре сказали, что записаться надо в день приёма, причём прийти в восемь часов утра - к открытию поликлиники - за талоном. Аня пришла в указанное время - но у регистратуры уже стояла огромная очередь, а талонов было всего три. На другой день Аня пришла за полчаса до открытия поликлиники - и оказалась десятой в очереди... Только с третьей попытки ей удалось записаться на приём - три дня серьёзно больной человек, которому нужен был покой, изнывал ни свет ни заря в очереди, не получая никакого лечения.
...Возвращаясь в пятницу вечером с работы, 33-летний Андрей оттащил с проезжей части кота, сбитого машиной, при этом котик (то ли из-за шокового состояния, то ли из общего недоверия к двуногим) укусил его за руку до крови. Будучи человеком просвещённым, Андрей знал, что любое неизвестное животное может быть заражено бешенством, а вирус бешенства передвигается в организме быстро, достаточно несколько часов промедлить с вакциной - и человек обречён на мучительную смерть... Поэтому он сразу же обратился в травмпункт, где ему посоветовали... прийти в понедельник!
...30-летнюю Ольгу скрутил остеохондроз (что делать, бывает эта болезнь и у молодых). Женщина отправилась к неврологу. Тот, даже не осмотрев больную, заявил: "Это не моя компетенция - идите к хирургу". Отсидев ещё одну очередь, женщина предстала перед хирургом, который сказал: "Это не моя компетенция - идите к неврологу". Ольга не помнила, сколько раз перекидывали её друг к другу два эскулапа - а только в конечном итоге её не принял ни один из них.
... Страшное горе постигла 50-летнюю Ирину Сергеевну - новорождённый внук умер в роддоме. С женщиной случился сердечный приступ, коллеги вызвали "Скорую". Прибыв на место, врачи "Скорой помощи" первым делом... потребовали полис ОМС.
"Описание симптомов" можно продолжать до бесконечности - каждый из нас может пополнить этот список - но диагноз ясен и так: болезнь монополиста! Этот недуг унаследован отечественной медициной из советских времён, когда больному некуда было обратиться, кроме районной поликлиники (разве что к бабке-знахарке - да где ж её в городе найдёшь!), а раз так - делай с пациентом, что хочешь: оскорбляй его, унижай, держи часами в очереди, лечи кое-как - всё равно никуда не денется, лечиться-то ему надо! Создаётся впечатление, что государственные медицинские учреждения продолжают жить в этой "системе координат", не отдавая себе отчёта, что у них появились конкуренты в лице коммерческих медицинских центров. Впрочем, в определённой степени они остаются вне конкуренции: всех мало-мальски состоятельных пациентов они уже разогнали, остались только те, кому не по карману платная медицина - а им тоже деваться некуда, значит - можно над ними безнаказанно издеваться. Кроме того, есть услуги - в частности, прививки, - на которые государственная медицина держит монополию.
Бесспорно, финансирование государственной медицины в России далеко от совершенства. Но неужели нужно так много денег, чтобы рационально организовать запись на приём, чтобы вовремя оказать помощь больному, наконец - чтобы проявить к нему внимание и сочувствие?
Впрочем, не хочется заканчивать на пессимистической ноте. В состоянии "больного" наметился перелом: представители государственной медицины становятся гораздо сговорчивее и вежливее, стоит только сказать: "Спасибо, в ваших услугах не нуждаюсь - обращусь в коммерческий медицинский центр!"