С самым очевидным вариантом такого влияния мы имеем дело, сравнивая характер единственного ребенка в семье и того, кто рос с братьями или сестрами. В первом случае ребенок с большей вероятностью становится либо «кумиром семьи», либо «забитым существом». Человек, имеющий брата или сестру имеет больше возможностей научиться жить среди равных – ведь изначально в качестве такового выступает брат или сестра: в отличие от родителей, ими нельзя манипулировать посредством слез и капризов, с ними нужно учиться договариваться, при правильном подходе можно сделать даже союзниками в проказах (может, это и не лучший вариант – но социальный опыт дает неоценимый).
Братья и сестры крайне редко появляются на свет одновременно, и потому положение их в семье оказывается разным, особенно если разница в возрасте превышает три года. Один ребенок успел какое-то время побыть единственным – у другого уже при рождении был брат или сестра, одного начинали растить совсем неопытные родители, другого – имеющие некоторый опыт. Имеет значение и то, что рождение ребенка не имеет такой «прелести новизны», как первого – вокруг него могут меньше «танцевать», родители уже не кидаются вызывать «Скорую помощь» из-за того, что малыш два раза чихнул. Ошибок они определенно совершают меньше.
Порядок рождения – это не что-то фатальное, однозначно предопределяющее характер. Он зависит не от порядка рождения как такового, а от того, как оно влияет на отношение родителей. В зависимости того, какую «стратегию и тактику» они изберут, старший сын/дочь может стать ответственным и заботливым человеком, приобрести качества будущего родителя – а может стать озлобленным существом, ненавидящим детей. Из младших сыновей и дочерей выращивают эгоистов-манипуляторов не с меньшим «успехом», чем из единственных детей.
Если же родители не «ломают» ни старшего, ни младшего, ни среднего, каждое из этих положений демонстрирует свои особенности с положительной стороны. Например, первенцы с большей вероятностью приобретают лидерские качества, в большей степени стремятся к успеху. Известно, например, что большинство космонавтов, имеющие братьев и сестер, были старшими в семье (впрочем, космонавт №1 Ю.Гагарин был третьим – так что о какой-то фатальности здесь не приходится говорить). Старшие дети более склонны к сотрудничеству и серьезнее относятся к жизни.
Младшие дети более жизнерадостны и оптимистичны, легче сходятся с людьми. К их отрицательным чертам, как уже говорилось, можно отнести склонность к манипулированию, а также стремление быть первым во что бы то ни стало. Вспоминаются любимая фраза маленькой девочки, имевшей брата на четыре года старше ее: «Я первее!» А одна пожилой (!) даме доставил немалое удовольствие тот факт, что ее дочь родила первого ребенка раньше, чем дочь ее старшей сестры.
Особый вариант, который нечасто встречается в нашем обществе – средний ребенок. На него не возлагают таких надежд, как на старшего, не носят на руках, как младшего – и он вырастает даже с большим желанием что-то доказать всему миру, чем младший. Пример такого человек – В. И. Ленин, которого можно назвать «средним в квадрате»: третий ребенок, второй сын.
Особый случай – рождение близнецов. Это люди, у которых «один мир на двоих», в особенности это касается однояйцевых близнецов: такой человек даже в зеркале видит не себя, а брата или сестру. Взрослых умиляют одинаковые детки, наряженные в одинаковые костюмчики или платьица, но вот психологи этого делать не рекомендуют. Такая родительская тактика приводит к ситуации, когда в «нераздельной паре» один из детей оказывается ведущим, а другой – ведомым. Вспоминается ситуация, представленная в сериале клон: один из братьев-близнецов погибает, и второй надолго впадает в депрессию – «Я не умею жить без него!» Конечно, не всегда обстоятельства складываются столь трагически, но в любом случае – не лучший вариант, когда один из братьев «не умеет жить» без другого.
Чтобы близнецы выросли независимыми личностями, их следует изначально делать разными: не давать созвучных имен, одевать по-разному, делать разные прически, стараться увлечь разными занятиями – например, один может учиться музыке, а другой – заниматься спортом.