Поговорить с умным человеком да на умные темы всегда приятно и полезно, однако и для пустой, бессодержательной болтовни, оказывается, есть психофизиологическое объяснение и обоснование. Психологи считают, что "общение ни о чём" - это аналог так называемого груминга приматов, взаимного почёсывания и перебирания шерсти и поиска паразитов в ней. Выяснилось, что это явление играет большую роль в установление иерархии стаи и укреплении психологических и социальных связей.
Вообще-то груминг как стремление к самоочищению свойственен практически всем зверушкам, даже мухам - поглядите, как интенсивно сидящая муха трёт себя лапками! Такое поведение насекомого ''зашито'' в его нервную систему на уровне инстинктов и является обязательным и неизменным. По мере усложнения ''системы управления'' у животных меняется и сложность груминга - если у низших животных он в основном направлен на самих себя, любимых, то высшие - кошки, обезьяны и т.п. часто вылизывают или перебирают шерсть друг у друга. В обезьяньем стаде, например, эта привычка служит для укрепления приятельских отношений между особями, смягчает ранговые различия и в придачу способствует снижению уровня стресса у животных за счёт выделения в кровь так называемых ''гормонов счастья''. Для многих обезьян это жизненно необходимо, ибо недостаток таких гормонов мешает самкам забеременеть. Ну а поскольку у человека в процессе эволюции с шерстью становилось всё более и более плоховато, пришлось переносить привычку на вербальный уровень – учиться ''чесать языками''. Всем нам знакома ситуация, когда люди в стрессовом состоянии стремятся выговориться, некоторых просто неудержимое словотечение охватывает. Получается, это унаследовано от очень дальних предков, как и привычка кумушек сплетничать у плетня или многочасовые “женские” телефонные разговоры.
Более того, некоторые психологи предполагают, что инстинктивное стремление всех животных "чистить себя" явилось психофизиологической основой человеческой религии, ведь любая религия тоже призывает к самоочищению. Так что мухи в некотором роде тоже своему мушиному богу молятся – попросту и без затей. Человек же постепенно обставлял это действо всё большим количеством условностей и ритуалов, переводил его из материальной сферы в духовную, получив в итоге египетские пирамиды и религиозные войны, величественные храмы и сожжения еретиков и ещё много чего. Принято думать, что склонность человека к религиозности отличает его от животных, однако, может быть, всё наоборот – таким образом, проявляется один из многих заложенных в живые существа в процессе эволюции принципов, только перешедший на новый уровень…