icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

ѕочему некоторые люди бо€тс€ крови?

  • 5330
  • 1

ѕочему некоторые люди бо€тс€ крови?

“о, что бо€знь крови свойственна многим люд€м Ц так же очевидно, как и странноЕ ведь никакой реальной опасности кровь не несЄт (правда, через неЄ можно заразитьс€ —ѕ»ƒом Ц но, во-первых, дл€ этого надо, чтобы кровь ¬»„-инфицированного попала в ваше кровеносное русло, во-вторых, иррациональный страх крови возник задолго до этой страшной болезни). “ак почему же некоторые люди Ц иной раз доказавшие своЄ мужество и стойкость Ц могут упасть в обморок при виде порезанного пальца?

Ђ ровь Ц совсем особый сок!ї Ц говорит ћефистофель, предлага€ ‘аусту подписать договор кровью. Ёта истина была очевидна ещЄ нашим далЄким предкам: первобытные охотники не могли не заметить, что раненое животное (равно как и раненый человек) вместе с кровью тер€ет жизнь. ¬ рамках анимизма (древнего мировоззрени€, надел€ющего душой всЄ сущее) ответ был очевиден: в крови заключена душа! ќтсюда происходит особое отношение к крови: с одной стороны Ц почтительное, с другой Ц осторожное. ѕрин€ть в себ€ чужую кровь Ц значит, прин€ть часть чужой души, поэтому при заключении побратимства люди либо смешивали кровь, либо пили кровь друг друга, причЄм братание считалось свершившимс€ фактом, даже если люди не имели намерени€ брататьс€, если один из них выпил крови другого случайно Ц например, отсасыва€ змеиный €д или вынима€ занозу, и после этого люди об€заны были относитьс€ друг к другу как брать€ или сЄстры со всеми вытекающими последстви€ми (так что ƒжеймс Ѕонд, который в романе ЂЎарова€ молни€ї оказывает таким образом помощь девушке и тут же занимаетс€ с ней любовью, с точки зрени€ древних людей совершает насто€щее кровосмешение Ц и в каменном веке его ожидала бы за это мучительна€ казнь)Е “ак что, не надо приходить в ужас от кровавых жертвоприношений древних людей: предложив божеству выпить крови своего представител€, древний род приглашал божество к побратимству! — другой стороны, брататьс€ с кем попало нельз€ (возможно, с этим св€зан ветхозаветный запрет на употребление крови в пищу).

Ќо к благоговейному отношению всегда примешиваетс€ страхЕ ведь душа, котора€ Ц как представл€лось Ц заключена в ней, принадлежит одновременно двум мирам: миру Ђ€вленномуї и миру потустороннему, миру, куда уход€т после смерти (эта ассоциаци€ укрепл€лась и тем, что смерть нередко была св€зана с кровотечением).  аким был потусторонний мир в представлении древнего человека?

ќдно можно сказать с уверенностью: в отличие от современных оккультистов, наши предки не испытывали патологического желани€ войти с ним в соприкосновение! ” них, правда, были особые дни дл€ Ђвстречї с умершими предками и другими родственниками, выражавшие нерушимость рода Ц но в другое врем€ считалось нормальным раздельное существование миров. ≈сли же граница между мирами по каким-то причинам нарушалась Ц то немедленно принимались Ђмеры безопасностиї, призванные оградить живых от воздействи€ потустороннего мира, т.е. такое Ђнарушение границыї воспринималось как опасность.

 ак выгл€дит Ђнарушение границы между мирамиї? —обственно, три варианта Ц рождение, смерть и их производное Ц магический обр€д. »менно бо€знь вступить в соприкосновение с потусторонним миром заставл€ло изолировать роженицу (в определЄнную эпоху эта изол€ци€ была строгой Ц никто не решалс€ присутствовать при Ђоткрытии завесыї), вернувшихс€ с войны мужчин (хот€ их действи€ и были социально одобр€емыми). ќдним же из главных признаков Ђнарушени€ границыї считалось кровотечение Ц ему даже не надо было быть опасным дл€ жизни, важно, что св€щенна€ жидкость, содержаща€ душу (котора€ в норме должна быть внутри тела) выступила на поверхность Ц это значит, душа готова покинуть тело, миры вступают в соприкосновение Ц и от этого лучше держатьс€ подальшеЕ »менно такое воспри€тие заставл€ло налагать определЄнные ограничени€ на женщину во врем€ мес€чных Ц которые до известной степени сохран€ютс€ и в наши дни (хот€ строгого запрета на посещение храма в эти дни уже нет, участвовать в это врем€ в —в€тых таинствах по-прежнему нельз€, сохран€етс€ и запрет на посещение храма в течение 40 дней после родов, когда продолжаетс€ кровотечение).

“ак что наша иррациональна€ бо€знь крови Ц это отдалЄнна€ тень того страха, который испытывал древний человек перед Ђвратамиї потустороннего мира.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+