Между тем, она приходила родителям в голову задолго до нашей эпохи. Так, А.Бруштейн в автобиографической повести «Дорога уходит в даль» описывает богатую мамашу, которая постоянно беспокоилась из-за отсутствия аппетита у своих дочек (на самом деле дети попросту не могли съесть столько, сколько она им давала – но дама этого то ли не понимала, то ли не хотела понимать) – и она пыталась «решить проблему», платя им по гривеннику за каждый выпитый стакан молока. Напрасно отец-фабрикант возмущался: «У меня рабочие столько не получают!» Девочки же оценили ситуацию по достоинству: тайком от мамы они выливали молоко, затем предъявляли пустые стаканы – и получали свои «честно заработанные» гривенники…
Надеюсь, абсурдность ситуации удержит наших граждан от желания «повторить опыт»: платить детям за то, чтобы они что-нибудь съели – это уж верх глупости. Но вот за хорошие оценки, за дела по дому – иное дело, находятся родители, которые это делают.
С одной стороны – логично: любой труд должен оплачиваться. Хорошо, если ребёнок усвоит этот постулат – но если уж вы решили экономически просвещать ребёнка, идите до конца. Почему платят за работу? Потому, что она приносит пользу окружающим. Кому приносит пользу то, что ребёнок учится? Да никому, кроме него самого! Более того – и государство, и родители тратят деньги на то, чтобы он имел возможность учиться – чтобы он вырос человеком, способным работать, обеспечивать себя в будущем, не будучи паразитом. По сути дела, учёба – это то, что ребёнку «дают в долг», чтобы он со временем его отработал – и уже начинает отрабатывать сейчас. Платить человеку за то, что он «берёт в долг» – не верх ли это абсурда?
Разберёмся теперь с оплатой работы по дому. С одной стороны – логично: платят же домработнице за то, что она убирается, моет посуду и проч. Но есть одно «но»: домработница делает всё это в чужом доме. А вот вам кто-нибудь платит за такую работу? Нет, вы убираетесь просто потому, что за вас этого не сделает никто – и придётся сидеть в грязи, и посуду никто за вас не вымоет – придётся есть из грязных тарелок и т.п. – словом, потому, что это ваш дом, и вы (именно вы и никто другой!) заинтересованы в том, чтобы там было чисто. Домработнице же в принципе всё равно, что происходит у вас в доме – она здесь чужая. Хотите ли вы, чтобы и ваш ребёнок чувствовал себя чужим в доме? Да, со временем он отсюда уйдёт – но ведь до этого ещё далеко (и не надо создавать у него чувство «инородности» раньше времени).
Гораздо более эффективный способ добиться от ребёнка выполнения работы по дому – это дать понять, что за него это никто не сделает: возложив на него посильные обязанности по самообслуживанию, не выполняйте их за него – пусть он разобьёт нос, споткнувшись о разбросанные игрушки, пусть он пьёт сок из своей чашки, в которой остались следы молока и т.п. Таким образом намного проще усвоить, почему домашние дела нужно делать: ведь никто никому не платит за работу «на себя».
Научиться же правильному отношению к деньгам можно и по-иному. Так, с 14 лет подросток может устроиться на работу на время летних каникул. Конечно, желание зарабатывать может возникнуть и раньше – в этом случае выходом может стать, например, заработок в Интернете – например, на биржах копирайтинга нередко попадаются заказы на короткие сообщения на форумах, которые вполне способен выполнить 12-13-летний. Правда, зарегистрировать и аккаунт, и кошелёк для вывода денег родителям придётся на себя – но это будет и «рычагом влияния»: стал хуже учиться, тратит на зарабатывание денег больше времени, чем на приготовление уроков – немедленно можно пресечь. В разумных пределах такая работа будет ещё и полезна (пару раз откажут в оплате из-за грамматических ошибок – начнёт учить правила по русскому языку).
У младшего же школьника вряд ли возникнет желание зарабатывать. Оно может появиться лишь в том случае, если родители будут это провоцировать, на каждом шагу напоминая: «Ты живёшь в нашей квартире, на наши деньги – поэтому обязан беспрекословно подчиняться» – или если ребёнок наблюдает такую «сделку» в отношениях между взрослыми членами семьи.