Начнём с физиологических аспектов, и первый из них – половая зрелость. У девочек её знаменует менархе (первая менструация), которая в наше время обычно наступает в 12-13 лет (возможны отклонения в пределах нормы на 2-3 года в обе стороны). В древности это отождествлялось с наступлением взрослости – девочка проходила обряд посвящения (конечно, он был не таким суровым, как для мальчиков – но всё-таки был) и приобретала соответствующие права и обязанности. Например, у древних славян с этого времени девушка носила понёву (одежду, соответствующую полу – дети ходили в одинаковых рубашонках независимо от пола, не случайно слово «дитя» – среднего рода), могла ходить в хороводы и на посиделки, где на неё могли обратить внимание потенциальные женихи.
Полное физическое созревание происходит у нашего вида к 25 годам (завершается окостенение позвоночника и проч.) – с этого момента организм перестаёт «расти» и начинает стареть.
Вот, пожалуй, и всё, что можно сказать о взрослости физической – предопределённой природой (о различиях во времени её наступления между юношами и девушками можно говорить применительно к половой зрелости – у мальчиков она наступает несколько позднее). Все остальные аспекты – чисто социальные!
Один из них – совершеннолетие; наступление его определяется законами государства, гражданином которого является человек (у нас это 18 лет, в Болгарии – 16, в США – 21 и др.), в современном обществе возраст совершеннолетия одинаков для обоих полов. С этого времени человек приобретает определённые права (избирать и быть избранным, вступать в брак) и обязанности (в частности, несёт уголовную ответственность в полном объёме). Кроме того, с этого момента родители не обязаны человека содержать, и если они этого не хотят – никто их в законодательном порядке не заставит.
Теперь мы переходим к таким аспектам взрослости, которые не «зафиксированы» ни биологическими закономерностями, ни государственными законами – и указать время точного их наступления нельзя: социальная зрелость и психологическая. Понятия это близкие и взаимосвязанные, но первое скорее относится к «внешнему» (взаимоотношения с социумом), второе к «внутреннему». И то, и другое предполагает состояние самодостаточности и самостоятельности. Социально – способность обеспечить себя, адекватно строить взаимоотношения с окружающими. Психологически – способность самостоятельно принимать решения, принятие социальных норм окружения (так, вряд ли мы назовём психологически зрелым человека, который разгуливает по улице с волосами, раскрашенными во все цвета радуги, наслаждаясь собственным «вызовом» обществу – в то время как для подростка это, в общем-то, нормально), представление о соотношении прав и обязанностей… вот по этому пункту – зайдите на любой форум и убедитесь, сколько у нас психологически незрелых людей: только и слышится – «Почему я должен это?», «Почему я должен то?» и тут же – «Почему мне не дали это?», «Почему мне не предоставляют то?». В сущности, юноша, который хочет бесплатно получить высшее образование и бегает от армии, ничем не отличается от подростка, который в равной степени «рычит» на родителей и когда те ему что-то запрещают, и когда не дают денег на то, что ему хочется.
Есть ли какая-то разница между юношами и девушками в наступлении социальной и психологической зрелости? Пожалуй, есть – женщина самой природой «привязана» к обязанностям: мужчина, если он ещё «ребёнок», может сбежать от необходимости становится отцом – женщина от ребёнка, которого она носит, не убежит никуда – и она это знает… Поэтому волей-неволей девушкам приходится взрослеть раньше юношей.
Каково же соотношение между всеми составляющими взрослости, о которых мы говорили, и есть ли тут различие между полами?
Всё зависит от конкретного общества. Например, у т.н. примитивных народов, по сей день живущих первобытным строем, нет как такового подросткового возраста: в 12-13 лет человек проходит обряд посвящения и включается в жизнь племени на правах взрослого – без всяких «скидок» на малолетство (потому-то у юных «дикарей» не бывает мучительных конфликтов с родителями, депрессий, самоубийств и прочих «прелестей», которые сопровождают подростковый возраст в цивилизованном обществе).
В Древней Греции подростковый возраст был чисто мужской «привилегией»: в жизни юноши выделялся период, когда он уже не мальчик, но ещё не мужчина – это время посвящалось подготовке будущего воина. Девочка же переходила непосредственно от детства к взрослости – античные поэты часто обыгрывали этот мотив: «Ещё вчера она играла в куклы – а сегодня её отдают мужу».
Не всегда совершеннолетие связывалось с половой зрелостью – и даже не всегда наступало позднее его: так, в средневековой Европе брачный возраст наступал для девушек в 12 лет (примечательно, что для юношей это происходило позднее – в 14 лет), в то время как ещё менее 100 лет назад средним возрастом менархе было 14-летие.
Не всегда совершеннолетие совпадает с социальной зрелостью: так, в наше время 18-летние, как правило, ещё нуждаются в помощи родителей, поскольку ещё не получили профессию и не могу себя содержать – и опять же, с полом это никак не связано.
И уж конечно, все мы встречали немало людей, у которых изрядно запоздало наступление взрослости психологической – и того, и другого пола…
Так когда всё-таки же девушка становится взрослой?
Официально – в 18 лет. Физически – в 25. Социально и психологически – зависит только от неё самой. И в этом плане никакой разницы между юношами и девушками нет.