(Честный человек не терпит оскорбления, а мужественный не причиняет его – лат.)
Я думаю, каждому человеку приходилось испытывать неприятное ощущение – замечание начальника: кому-то заслуженно, кому-то нет, в любом случае, это неприятно. Так как же постоять за себя на работе?
Для начала, Вы должны определиться, важна для Вас эта работа, необходимо ли Вам оставаться на ней по каким-то причинам или поискать что-то более подходящее, например, более оплачиваемую работу или должность более привлекательную.
Если же Вам эта работа приносит удовольствие, Вам нравится Ваше дело, то придется научиться не давать себя в обиду.
Существует два вида начальников и руководителей: первые, всегда «за» своих подчиненных, дают им возможность реализовать себя, возможность проявить свои качества, поддерживают материально, заинтересованы в кадрах, действуют в рамках законодательства (с такими руководителями приятно работать и приносить им доход своей работой и своими идеями). Но есть и вторые, которые «против» своих работников, а это все с точностью до наоборот! Одним словом, не хотелось бы работать с такими людьми! Но, как правило, такие встречаются чаще.
Вы молодой специалист, только устроились на работу, к Вам уже присмотрелись, вроде бы испытания уже успешно закончились, работу свою выполняете. Тут у работодателя начинаются к Вам просьбы-приказы: «Останься после работы, надо составить план работы на следующую неделю», «Кто будет опаздывать, выпишу штраф» (хочется сразу уточнить, что по российскому законодательству нет даже такого в ТК РФ), «Всех работников прошу выйти на работу в субботу, день оплачиваться не будет, тут надо в офисе всем прибраться!» Продолжать можно долго, рассматривая все просьбы-приказы. Но важно, как вести себя в таких ситуациях.
Ответив грубо и нахамив руководителю, сразу поставишь себя в положение «увольнительного». Поэтому сдержанно и приветливо надо дать понять, что сверхурочно работать не останешься, потому что вечером другие планы, не мене важные, а работу можно сделать и в другой день. А также в договоре должен быть прописан весь распорядок дня и не следует о нем забывать. Все спорные ситуации решать лучше бесконфликтно и четко показывая свою позицию своему начальнику. Вот мой объем работы, я за него отвечаю, а остальное – это уже за отдельную плату! Вы не раб, а работник! Если сами за себя не сможете постоять, за Вас никто этого не сделает.
Всегда смотрите договор о найме на работу, а также внутренний устав организации, там все должно быть прописано, если с чем-то не согласны, не ставьте свою подпись!
Выражая какие-то требования, четко формулируйте их, но не агрессивно, а с положительным настроем. Например, « я не смогла справиться с тем объемом работы, что Вы мне запланировали на сегодня, это моя вина. Но завтра (или через пару дней, укажите когда) с новыми силами я сделаю все, как нужно» при этом улыбайтесь (только не делайте из этого «цирка», все должно быть в рабочих рамках).
Постарайтесь находить во всех конфликтах компромисс, чтобы и Вам, и Вашему работодателю была возможность выйти из спорных ситуаций не победителем и побежденным, а с выгодой для каждого. В спорных ситуациях, никогда не опускайтесь до оскорблений и унижений, не переходите на личности, «держите марку», будьте уверены в своих силах и в соей правоте (если Вы, действительно, правы), идите до конца! Тогда Вас будет уважать и Ваш работодатель, и весь коллектив, а главное, Вы сами! Не позволяй себя сломить ни людям, ни обстоятельствам!