icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ѕсихологи€

„то важнее: мое мнение или чужое?

  • 502
  • 4

„то важнее: мое мнение или чужое?

Ѕ
Ѕыл у мен€ начальник, который любил приговаривать: Ђ—уществует два мнени€: моЄ и неправильноеї. Ётот принцип только с первого взгл€да кажетс€ смешным. Ќа самом деле любой человек, желающий быть самосто€тельным, именно этого принципа и придерживаетс€.

ЂЅыть самосто€тельнымї Ц это звучит гордо. Ќо беда в том, что, бќльша€ часть людей совсем не стрем€тс€ стать хоз€евами собственной жизни.

ѕочему?

¬о-первых, потому что так легче жить на свете. ≈сли над тобой стоит начальник, решать вопросы Ц его дело, а ты должен всего-навсего выполн€ть приказы. ћногих людей такое положение устраивает, и часть своей самосто€тельности они с удовольствием переадресуют Ђвышесто€щим товарищамї

¬о-вторых, у многих, кто желает быть Ђсамосто€тельнымї, просто не хватает знаний и умений дл€ выработки собственного решени€.  огда подобное происходит с детьми, не следует огорчатьс€. ” них все впереди. ј вот когда взрослые люди не имеют никакого мнени€ по многим важным вопросам жизни Ц вот это уже беда. ¬ этом случае часто образуетс€ взрывчата€ смесь своеволи€, котора€ может вспыхнуть по любому поводу. » без повода тоже.

Ќаконец, за все надо платить. «а самосто€тельность и за возможность Ђсметь свое суждение иметьї тоже. ќднако часто плата эта бывает настолько дорогой, что отбивает вс€кое желание иметь собственное мнение. Ћюди, жившие в государствах с репрессивными режимами Ц тому свидетели. ƒа и в любом коллективе Ђшибко умныхї не люб€т и стараютс€ их вытеснить, примен€€ дл€ этого способы не слишком корректные.

Ќо, с другой стороны, всегда наход€тс€ люди, согласные поступитьс€ многими житейскими удобствами за то, чтобы сохранить самосто€тельность суждений. Ѕолее того, они имеют достаточно живой ум и хорошо подвешенный €зык, чтобы свое мнение сформулировать. Ќаконец, они готовы отстаивать свои идеи любыми доступными средствами. ѕодобные борцы за идею могут вызывать и уважение (особенно, у потомков, которые не столкнулись с ними при жизни), и непри€знь (главным образом, у современников, которым приходитс€ терпеть бзики этих упр€мцев). Ќо в любом случае тех, кто убежден в абсолютной правоте своего мнени€, ожидает один непри€тный сюрприз. ∆изнь многообразна, и она не всегда соответствует взгл€дам упр€мцев, убежденных в том, что они (и только они) правы. ¬ернее, жизнь мен€етс€, и требует от любого человека в соответствии с этим измен€ть свои взгл€ды.

¬от тут-то добрую службу может сослужить способность воспринимать чужое мнение и Ц не побоюсь этого слова Ц толерантность.  ак это ни покажетс€ странным, умение выслушать другого, умение пон€ть его взгл€ды и оценить их полезность дл€ себ€ необходимо воспитывать в человеке так же, как идейную твердость и умение отстаивать свое мнение.

 ак обычно, все начинаетс€ в детстве. ”пр€мство или покладистость ребенка Ц скорее всего, чувства врожденные. ћожет быть, даже они определ€ютс€ физиологией организма, его метаболизмом (обменом веществ). »зменить врожденные свойства не возможно, на то они и врожденные. Ќо воспитать в юном упр€мце желание выслушать других и проверить чужое мнение возможно. “очно так же, как и научить м€гкого и доверчивого ребенка, не принимать на веру все, что скажут ему окружающие, пусть даже самые близкие.

ќдин мой знакомый, ид€ с сыном по улице, учил его читать двузначные и даже трехзначные числа по номерам домов. ћалыш искал табличку с номером дома и радостно объ€вл€л номер. ќтец был доволен его сообразительностью, но однажды, когда тот прочел очередной номер, скажем: Ђшестьдес€т четыреї, сказал сыну:

Ц Ќеверно, не шестьдес€т четыре, а сорок шесть.

ћальчик задумалс€ и кивнул:

Ц ƒа, точно, сорок шесть.

 огда отец объ€снил, что он просто проверил таким способом умение сына отстаивать свою правоту, тот расплакалс€ и убежал на несколько метров вперед. Ќо потом вытер слезы и возвратилс€. ¬идимо, усвоил урок. »гра продолжалась, только теперь сын, найд€ табличку с номером дома говорил:

Ц ƒвадцать три, а не тридцать два.

»ли:

Ц —емнадцать, а не семьдес€т один.

ј подойд€ к родному дому, номер которого был 33, он объ€вил:

Ц “ридцать три!

» лукаво взгл€нул на отца. ћол, сейчас € в любом случае прав.  ак ты ни хитри.


top
Halida Rojkova

ќчень полезна€ стать€ у ¬ас получилась, ћарк.  артинка из жизни: вчера нашему малышу покупали шапку. ѕродавщица принесла две, он отверг. Ќа вопрос почему ответил, что ему в этих шапках неудобно - одна давит лоб, друга€ слишком плотно прижимает уши. ѕродавщица, повысив голос, сказала: "Ќичего, шапка раст€нетс€!" ћалыш вежливо, но твердо сообщил ей о том, что он хочет другую шапку. остановил свой выбор на п€той, сказал спасибо и ушел. ≈му всего 4 года! я так не умею - мной обычно верт€т, правда, недолго )))

spe
ёли€ ƒворникова

я с удовольствием и благодарностью выслушиваю все советы, которые мне предлагают. ƒелаю из них "салат" и в нЄм выуживаю "зерна истины", полага€сь больше на интуицию, чем на здравый смысл, скажем честно. Ќо если € в чЄм-то уверена совершенно, то буду отстаивать свою точку зрени€ до победного (или не очень) конца.
ѕрекрасна€ стать€ с прекрасными примерами в самой статье и в комментах от ’алиды! ”читьс€ отстаивать своЄ мнение надо с младых ногтей, главное не дать малышу впасть в фанатизм: "я прав всегда и везде!" ј то перестанет слышать и уважать мнение другого. Ѕеда будет!
—пасибо, ћарк!+++++++++++++

pro
—емен ÷ыгановский

ёли€, € поступаю приблизительно так же, как ¬ы. ¬ конце концов, за прин€тое решение отвечать ведь мне, а не советчикам.

pro
“амара ћеркулова

„ужое мнение - это всегда попытка манипул€ции мною. Ёто надо запомнить навсегда.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+