Считается, что тесты достижений появились еще в 1845 году, когда в Бостонской школе вместо устной формы проверки знаний ввели письменную. А уже с 1872 года в Америке стали применяться специальные тесты, которые соискателю на ту или иную должность предлагалось пройти в обязательном порядке. Сразу после первой мировой войны были проведены впечатляющие разработки в области психодиагностики, тогда же появилось огромное количество новых тестов достижений. Один из самых известных тестов, который до сих пор не теряет своей актуальности, – Стэндфордский тест достижений. Он используется для оценки знаний учеников в средних учебных заведениях.
Тесты достижений предназначаются для оценки знаний в системе образования и для выявления специальных знаний и навыков при приеме кандидата на работу. В обоих случаях не диагностируются имеющиеся у человека способности или знания, а оценивается то, чему он фактически научился, тем самым раскрывается и эффективность используемой образовательной программы или методики.
Существует несколько классификаций тестов достижений. По отношению их к целой учебной программе или ее части выделяют широкоориентированные и узкоспециализированные тесты. Первая группа используется для оценки навыков, которые человек получил после того, как прошел всю учебную программу.
Узкоспециализированные же тесты показывают, как человек усвоил какую-то часть предмета, например, тему "Кровеносная система человека" в анатомии.
Тесты достижений различают еще и по форме их выполнения. Тесты действия предлагают пройти на специальных устройствах и механизмах, а в процессе оценивают навыки человека в использовании этих машин на практике. Письменные тесты, исходя из названия, выполняются на бумажных бланках, а задания могут быть представлены в виде списка вопросов, с ответами или без них, или даже в форме рисунков, например, для детей. Устные тесты достижений проводятся в форме беседы, ответы не записываются на бумаге.
Чтобы появился тест достижений, собирается группа специалистов в своем деле. Сначала ими придумывается большое количество вопросов, гораздо большее, чем пригодится в тесте, а затем все задания проверяются и из них отбираются нужные. Считается, что уважающий себя практический психолог просто обязан уметь конструировать тесты достижений. Наверное, именно поэтому тестов достижений так много. Их популярность можно объяснить еще и тем, что существует огромное количество обучающих методик, эффективность которых обязательно нужно проверить.