icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое инцест?

  • 49287
  • 3

„то такое инцест?

»
»нцестом, иначе Ц кровосмешением называют сексуальную св€зь между ближайшими родственниками: матерью и сыном, отцом и дочерью, братом и сестрой. ќтношение к этому €влению выражено в его латинском названии Ц слово это буквально означает Ђгреховныйї, Ђпреступныйї. ѕочему это так страшно, почему запрещено законодательством всех стран и традици€ми большинства культур?

ƒл€ начала вспомним, что вообще дало живой природе половое размножение. ѕри размножении бесполом (например, делении) дочерний организм полностью копирует материнский (так же происходит и при клонировании многоклеточных организмов Ц искусственном бесполом размножении), и если имеет место какой-то генетический сбой Ц он неизбежно будет унаследован. ѕри половом размножении, когда сливаютс€ Ђполовинкиї генетического набора двух организмов, с одной стороны, открываетс€ путь к большему видовому разнообразию, с другой Ц передача дефектных генов не носит такого фатального характера Ц это своего рода Ђлотере€ї, в которую можно проиграть, а можно и выиграть.

ѕредставим дл€ примера семью, где в результате мутации ЂзавЄлс€ї ген, ведущий к глухоте. √ен этот Ц рецессивный, т.е. он про€вит себ€ только в том случае, если у него не будет нормального ЂдублЄраї, т.е. если оба гены, полученные от обоих родителей будут дефектными, поэтому глухих в семье пока нет Ц есть только носители. ≈сли эти люди изберут себе супругов Ђна сторонеї, с нормальным генетическим набором Ц глухих детей у них точно не будет, а с веро€тностью 50% их дети не будут даже носител€ми Ц дефектна€ генетическа€ лини€ растворитс€. ј если брат женитс€ на сестре? ¬еро€тность рождени€ и глухого ребЄнка, и носител€ резко возрастает Ц иными словами, генетическа€ Ђлотере€ї оказываетс€ практически безвыигрышной, в то врем€ как при обычных обсто€тельствах веро€тность брака таких людей оцениваетс€ как 1:2 000 (хот€, как показывает практика, иногда ЂвезЄтї).

Ќо это в позднейшие времена генетики нам объ€снили, чем опасен инцест Ц а почему запретили его в древности, когда люди толком не осознавали даже св€зи между половым актом и рождением ребЄнка?

Ёто могло иметь два аспекта. ¬о-первых, преследовалась цель пресечь конфликты из-за женщин внутри рода. ¬о-вторых, Ђобмен невестамиї укрепл€л союз между двум€ родами, переход от эндогамии к экзогамии знаменовал собой отказ от замкнутого существовани€ древнего рода. „то же касаетс€ близкородственных браков, от них обычай экзогамии как раз не защищал: так, при регул€рном Ђобмене невестамиї девушка из другого рода могла быть двоюродной сестрой, а с девушкой из своего родство могло быть таким отдалЄнным, что ни о каком инцесте и речи не было Ц но женитьс€ запрещалось именно на ЂсвоейїЕ

“ак или иначе, инцест стал одним из самых страшных преступлений Ц и это нашло отражение в фольклоре. “ак,  уллерво Ц один из героев карело-финского эпоса Ђ алевалаї Ц встречает прекрасную девушку, любитс€ с ней, а потом вы€сн€етс€, что это его сестра пропавша€ в детстве. ƒевушка немедленно топитс€ в реке, незавидной оказываетс€ и судьба самого  уллерво. Ќе менее жестоко поплатилс€ за брак с матерью Ц хоть и невольный Ц греческий герой Ёдип: на город ‘ивы, которым он правит, обрушиваетс€ морова€ €зваЕ но встречаетс€ в фольклоре и иное отношение к инцесту!

Ђя-то дочку выращу Ц за сына отдам!ї Ц говорит известный противник »льи ћуромца, —оловей-разбойник. ¬идимо, дл€ этого персонажа инцест Ц обычное €вление. ѕравда, это враг, злодей Ц у него Ђпо определениюї всЄ должно быть ЂнавыворотїЕ но иной раз вражеский лагерь в эпосе превращаетс€ в Ђмусорную корзинуї, дл€ устаревших обычаев, которых когда-то придерживались все (достаточно вспомнить матриархальную ѕохьЄлу в той же Ђ алевалеї)...

ќ том же говорит и древнескандинавска€ Ђ—ага о ¬Єльсунгахї. —игмунд, единственный оставшийс€ в живых сын ¬Єльсунга, хочет отомстить за убийство отца и братьев, но единственной помощницей его оказываетс€ сестра —игни, выданна€ замуж за убийцуЕ но дл€ такого дела нужен мужчина! » вот —игни одного за другим присылает к —игмунду своих сыновей, но все они не проходит Ђпроверку на мужествої, и —игмунд расправл€етс€ с ними. » тогда —игни пон€ла, что от мужа она достойного воина не родит Ц и пошла другим путЄм: опоила брата и, пользу€сь его состо€нием, разделила с ним ложе. —инфьЄтли, родившийс€ от этого брака, оказалс€ подход€щим по всем стать€м парнем Ц достойным помощником своего отца-д€ди, истинным ¬Єльсунгом Ц ведь оба его родител€ принадлежали к этому роду! «десь мы видим наследие тех времЄн, когда древний род ещЄ бо€лс€ св€зыватьс€ с ЂчужакамиїЕ

Ќапрашиваетс€ вопрос: почему же человечество в услови€х эндогамии не вымерло?  ак мы уже говорили, учитыва€ обширность древнего рода, эндогами€ далеко не всегда означала инцест. ¬ худшем случае это был инбридинг Ц св€зь между менее близкими родственниками. ¬ отличие от инцеста, отношение к инбриндингу всегда было более терпимым Ц ещЄ в XIX в. обычным делом был брак с двоюродной сестрой. Ёто могло даже восприниматьс€ как про€вление аристократизма: Ђ¬ этом роду жен€тс€ только на кузинах!ї Ц говоритс€ в романе ћ.ћитчелл Ђ”несЄнные ветромї о роде ”илкслов. » вы, конечно, помните Ђнасто€щую ледиї ћелани ”илкс из этого рода Ц слабое, болезненное создание, после первых родов еле подн€лась, второй беременности не пережила. Ќадо полагать, не последнюю роль в этом сыграла череда близкородственных браков еЄ предков.

Ќо самые известные жертвы инбридинга Ц это, конечно, монархи. яркий пример Ц ƒон  арлос, сын испанского корол€ ‘илиппа II  ровавого. Ётот умственно отсталый агрессивный урод, вечна€ Ђголовна€ больї своего венценосного отца имел из восьми возможных прадедов и прабабок у него было только четыре, а из 16 прапрадедов и прапрабабабок Ц только шестьЕ ¬прочем, венценосные особы не всегда ограничивались инбриндингом Ц у древнеегипетских фараонов обычным делом был инцест. —в€зано это было не только с заботой о чистоте Ђбожественнойї крови: по обычаю, унаследованному из матриархальных времЄн, трон передавалс€ по женской линии, и чтобы сын мог наследовать отцу, он должен был женитьс€ на сестре.

»ногда приходитс€ слышать вопрос: почему инцест так опасен только дл€ людей Ц у животных это происходит сплошь и р€дом, и ни к чему страшному не приводит. Ёто не совсем так: особи с генетическими дефектами в результате инцеста рождаютс€ и у животных, но они не выживают или не дают потомства Ц и дефектна€ лини€, не начавшись, Ђраствор€етс€ї в естественном отборе. „еловек же давно вышел из-под его власти Ц поэтому последстви€ инцеста могут передаватьс€ дальшеЕ вр€д ли следует напоминать и о том, что животные не плачут, когда детЄныши рождаютс€ инвалидами или умирают в младенчестве.

ј вот при искусственном отборе Ц селекции Ц инбридинг (а то и инцест) зачастую используетс€ в качестве Ђинструментаї: ведь при этом как раз ставитс€ цель закрепить какие-то мутации Ц те, которые нужны человеку.  онечно, результаты труда селекционеров живут и принос€т пользу уже много лет, ноЕ ¬се мы знаем, какого тщательного ухода требуют породистые кошки и собаки, как много сил надо потратить, чтобы вырастить культурное растение Ц дворн€жки и сорн€ки намного крепче и жизнеспособнее! Ѕлизкородственные св€зи в любом случае не довод€т до добра.


mas
ћарк Ѕлау

"в древности, когда люди толком не осознавали даже св€зи между половым актом и рождением ребЄнка?"
ћне кажетс€, что люди это осознавали всегда.

≈ще одна (библейска€) истори€: Ћот и его дочери. ƒочери тоже думали, что если погиб родной город —одом, то погиб весь мир. „тобы не прервалс€ род людской они переспали с отцом и от этого инцеста по€вилось в конце концов два народа, моавит€не и аммонит€не.

ј что за картинка в иллюстрации?

top
≈лена јсвойнова-“равина

ƒа нет, не всегда... дл€ этого нужен был определЄнный уровень и мышлени€, и цивилизации. ј иллюстраци€ - Ёдип, покидающий ‘ивы (картина Ў.∆алабера)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+