icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое чувственность?

  • 9200
  • 6

„то такое чувственность?

„увственность Ц пон€тие многозначное. ¬ обыденной речи мы, как правило, соотносим его с такими категори€ми, как Ђсексуальностьї, Ђсладострастиеї, а иногда даже Ђпохотьї. ¬ таком аспекте чувственность предстаЄт как своего рода Ђнижний этажї отношений между полами Ц стремление к удовлетворению половой потребности, которое есть и у животных. ¬прочем, такой подход может предполагать и более широкую трактовку пон€ти€ Ц как Ђнизша€ ступеньї человеческой психики вообще, любое влечение или про€вление, родн€щее человека с животным Ц что в норме должно быть подвластно разуму. »менно это имеет в виду шекспировский герой: Ђ≈сли бы не было разума, нас заездила бы чувственность. Ќа то и ум, чтобы обуздывать ее нелепостиї.

»ногда под чувственностью понимаетс€ способность человека переживать аффективные состо€ни€ Ц иными словами, испытывать эмоции. ѕримечательно, что чувства (термин, однокоренной со словом Ђчувственностьї!) сюда не относ€тс€: эмоци€ всегда ситуативна (т.е. существует Ђздесь и сейчасї, будучи вызвана какими-то конкретными обсто€тельствами, и потому кратковременна), чувство же посто€нно Ц это Ђдолгоживущееї состо€ние, св€занное с определЄнным объектом.

¬ философии чувственность понимаетс€ в значении чувственного познани€ мира Ц т.е. такого познани€, которое св€зано с внешними воздействи€ми на органы чувств. — пон€тием чувственности в философии св€заны два основных вопроса. ¬о-первых, как она соотноситс€ с рассудком, с разумом? ¬о-вторых, насколько истинно то знание о мире, которое получает человек посредством чувственного познани€? –азные философские направлени€ и отдельные философы отвечали на эти вопросы по-разному.

“ак, античные философы, рассматрива€ чувственность как познавательную способность по-разному определ€ли еЄ ценность. ѕлатон считал чувственное знание субъективным, а рациональное Ц напротив, объективным. јристотель же полагал, что оно способно дать истинные знани€ о мире, хот€ и пассивно по своей природе.

—редневековье отводит чувственности Ц как и всему, что св€зано с материальным человеческим телом Ц роль второстепенную и малозначительную: Ѕог чувственному познанию недоступен, следовательно, нет смысла заостр€ть на нЄм внимание.

ѕринципиально иную картину мы наблюдаем в философии Ќового времени: чувственность познание здесь как бы ЂберЄт реваншї. ¬озникает философское направление, известное как сенсуализм, которое ставит чувственное начало в познании во главу угла. “ипичный представитель сенсуализма Ц английский философ ƒж.Ћокк, убеждЄнный, что в человеческом разуме нет и быть не может ничего такого, чего не было бы прежде в органах чувств, никаким другим путЄм знани€ о мире получить нельз€.

¬прочем, даже с этой точки зрени€ трактовка чувственности выгл€дит не вполне однозначной. “ак, ‘.Ѕэкон считает основой познани€ опыт, который он понимает как методически организованную чувственность. Ќо в целом оказываетс€, что о возможност€х чувственного познани€ этот философ невысокого мнени€: несовершенство человеческих органов чувств (т.н. Ђидол родаї) он включает в число ЂчетырЄх идоловї, преп€тствующих объективному познанию мира Ц в сущности, делающим его невозможнымЕ и ‘.Ѕэкон не одинок в своЄм мнении, потому-то в философии Ќового времени сенсуализму противостоит рационализм, утверждающий приоритет рационального познани€ перед чувственным.

ѕроблему противосто€ни€ рассудка и чувственности попыталс€ разрешить ». ант Ц он разграничил их функции: чувственность Ц это способность созерцани€ благодар€ внешним воздействи€м, пассивна€ низша€ способность души, принципиально отлична€ от активного интеллектуального созерцани€.

Ќовые подходы к проблеме чувственности по€вл€ютс€ в XIX веке. ¬ марксисткой философии она трактуетс€ как способность, про€вл€юща€с€ в процессе предметно-практической де€тельности Ц т.е. в активном взаимодействии с миром (в дальнейшем в психологии получит развитие иде€ активного характера чувственного познани€, выражающегос€ в ощущени€х и воспри€ти€х). “еори€ психоанализа понимает чувственность как совокупность эмоций и желаний, которые вли€ют на человеческое сознание не непосредственно, а через посредничество сферы бессознательного.

’’ век уже не противопоставл€ет чувственность рассудку, счита€ их скорее двум€ сторонами единого целого. Ќо вопрос об их соотношении, пожалуй, и по сей день можно считать открытым.


mas
ћарк Ѕлау

¬ предпоследнем абзаце длинное слово "чувственностипо€вл€ютс€ " лучше бы разделить.

"¬ марксист—кой философии"

“о есть главное, о чем спор€т философы, можно ли довер€ть своим чувствам? » если можно, то насколько?

mas
ћарк Ѕлау

ј что за странна€ картинка вз€та в качестве иллюстрации? “анго?

tra
Alena Ћой

ƒа с вами € согласна, это действительно так) и стать€ весьма интересна€+++

deb
ёли€ Ѕойко

ќказываетс€, что € в некотором смысле чувственна€, т.к. легко испытываю эмоции - любое событие вызывает во мне множество разных эмоций. Ќикогда бы не подумала такого о себе, а мои знакомые тем более.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+