icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

јлые паруса Ц это красивый миф? ѕочему люди так люб€т романтические сказки о любови?

  • 569
  • 3

јлые паруса Ц это красивый миф? ѕочему люди так люб€т романтические сказки о любови?

ё
Еёна€ девушка в шелковой косынке всматриваетс€ в морскую даль. ќна знает Ц за нею приплывет храбрый принц на корабле с алыми парусами, и с ним она уедет навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спуст€тс€ с неба, чтобы поздравить ееЕ  то в юности не зачитывалс€ этой романтической повестью ј.√рина!

¬прочем, всегда были и есть девушки, которых этот сюжет не трогает. –омантические повести созданы дл€ того, чтобы сентиментальна€ барышн€ могла идентифицировать себ€ с героиней Ц а это дано не всемЕ что, если девушка слишком хорошо знает: капитан √рэй никогда не влюбилс€ бы в нее сп€щую, увидев ее безобразно круглое и широкое лицоЕ и не только в сп€щую Ц сама€ романтическа€ душа никому не интересна, если вложена в недостаточно утонченное телоЕ ƒа, отвергнутые миром люди рано понимают ложность романтики, но в той или иной степени через увлечение сюжетами о романтической любви проход€т все.

—ущность такого сюжета можно определить как Ђидеальную любовьї: двое Ц он и она Ц созданы друг дл€ друга, единственное, что может мешать их полному сли€нию воедино Ц некие внешние преп€тстви€, вплоть до смерти. ¬прочем, даже перед смертью така€ любовь отступает: в песн€х Ђ—таршей Ёддыї ’ельги и его возлюбленна€-валькири€ вновь и вновь рождаютс€ на «емле, чтобы в каждом новом воплощении встретитьс€, в более реалистичных повествовани€х Ц таких, как Ђ–омео и ƒжульеттаї или Ђјскольдова могилаї Ц влюбленные хот€ бы погибают вместеЕ ќткуда пришли такие сюжеты?

¬р€д ли мы ошибемс€, предположив, что сказки о романтической любви родились в эпоху родового стро€. ¬се мы наслышаны о династических браках, о том, что Ђженитьс€ по любви не может ни один корольї Ц все определ€етс€ интересами государства. Ќо при родовых отношени€х в таком положении были не только правители: на всех ступен€х социальной иерархии интересы личности были подчинены интересам рода, а отношени€ между родами скрепл€лись браком. ¬ те времена девушка действительно могла узнать только на свадьбе, кто ее жених Ц и далеко не всегда им оказывалс€ тот, кто с нею Ђженихалс€ї на посиделках. ¬прочем, молодых людей родители тоже не очень-то спрашивали. ≈динственным выходом дл€ несчастных влюбленных было совместное бегство Ц это называлось Ђизвергнутьс€ из родаї Ц и выживани€ вне родовой общины в те времена никто не гарантировал.

Ќо ведь чувства и желани€ у людей были такими же, как сейчас! Ёто становитс€ особенно очевидным, когда читаешь исландские саги Ц в те времена не прин€то было описывать чувства героев и окружать романтическим ореолом любовные отношени€, но событи€, за которыми сто€т поистине шекспировские страсти, происход€т посто€нно: из-за женщин совершаютс€ убийства, вспыхивает кровна€ вражда Ц вот только люд€м, вступающим Ђ в безрассудный брак по страстиї, никто не сочувствует.

¬ таких услови€х, наверное, должна была возникнуть мечта об идеальной ситуации, когда можно было бы соединитьс€ не с тем, за кого Ђсговоритї строгий отец, а с тем, к кому влечет собственна€ склонность, когда преп€тстви€ будут преодолимы. Ёта пленительна€ мечта Ц как и положено идеалу Ц была недостижима, но в глубине души каждому хотелось наде€тьс€: Ђћожет быть, именно у мен€ получитс€?ї

ƒалеки от нас те времена и нравы, но романтические Ђсказкиї не перестают быть привлекательными. “олько противопоставл€етс€ им уже нечто иное, но оп€ть же Ц наход€щеес€ в плоскости повседневности. ¬ тех же Ђјлых парусахї дл€ јссоль и √рэ€ все становитс€ €сным с первой встречи Ц в реальности зарождение и развитие чувства всегда оказываетс€ долгим и сложным процессом. ј главное Ц романтические сюжеты всегда оставл€ют Ђза кадромї все те сложности совместного сосуществовани€, которые могли бы испугать юную, неокрепшую душу. ¬ыража€сь словами Ќ.Ќекрасова, любое €вление должно Ђобернутьс€ сначалаЕ нар€дной своей сторонойї, чтобы стать желанным. ¬зрослеющему человеку необходимо пройти Ђшколуї романтической сказки, чтобы на всю жизнь возник в его сознании образ любви как чего-то прекрасного Ц и тогда этот образ не померкнет от всей той Ђбытовой шелухиї, котора€ неизбежно сопровождает семейную жизнь Ц как не меркнет радость материнства от родовых мук.

Ќо романтическа€ сказка Ц это все-таки своеобразное Ђдетствої любви, и, как из любого детства, из него приходитс€ вырастать. ≈сли мы хотим представить себе пример человека, который из этого не Ђвыросї, можно вспомнить геро€ фильма Ђ‘ормула любвиї: юноша был настолько романтичен, что не мог вынести самой мысли, что Ђсущество, которое должно служить идеалам любви, закажет лапшу, начнет ее кушатьї Ц и потому предпочитал живым девушкам мраморную статую (она уж точно не станет ни лапшу кушать, ни приставать с хоз€йственными вопросами).

 онечно, это карикатурный образ, но не из того ли нежелани€ расставатьс€ с Ђромантической сказкойї исходит мысль, высказанна€ поэтом —.Ќадсоном: Ђ“олько утро любви хорошої? »менно эта установка заставл€ет мужчину-Ђколлекционераї ломать женские жизни, заставл€ет оскверн€ть брак изменой Ц ведь с женой/мужем уже нет никакой романтикиЕ

„еловек же, воврем€ повзрослевший, способен увидеть и то, как Ђвзрослеетї любовь Ц и разгл€деть романтику в повседневности. Ќо дл€ этого в юности нужно пройти Ђшколу романтической сказкиї Ц хот€ бы дл€ того, чтобы помнить о том, что женщина, готов€ща€ дл€ вас лапшу Ц это Ђсущество, служащее идеалам любвиї.


mas
ћарк Ѕлау

» - Ѕоже ж мой - как на вс€кого рода романтические сказки лов€т молодых людей взрослые д€ди! ќсвоение (загубление) целины и —ибири прошло под бодрые романтические песни, кинофильмы и романы. –еальность ( в том числе, и сексуальна€) резко отличалась от розового сопливого тумана.

deb
“анюша √аврилова

–омантика романтикой, но реальность поглощает. » даже если раньше была глубоко романтичной натурой, то со временем быт и повседневность вытеснит из человека весь романтизм.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+