Любой без исключения бизнесмен, прежде чем начать свое дело, задумывается о том, выгодно ли это или нет, принесет ли это пользу и насколько востребованным будет его бизнес. Для того чтобы выяснить это, давайте посмотрим сначала на этапы строительства торгового центра. По своей сути эти этапы мало чем отличаются от обычного строительства здания, но давайте, все же, посмотрим, что же они из себя представляют:
• возведение фундамента;
• монтаж каркаса;
• монтаж ограждающих конструкций;
• внутренняя отделка и проведение систем с коммуникациями.
В общем, как мы уже говорили, ничего сложного и необычного. Однако торговый центр – это не только здание, это, в первую очередь, люди, торговля и арендаторы, которые заполнят торговые площади центра и, впоследствии, будут предлагать свои товары. Поэтому, как мы понимаем, построить само здание – это, как говорится, пол-беды и только малая часть того, что предстоит сделать бизнесмену. Здание – это только начало и оно, само по себе, прибыли не принесет, хотя грамотное планирование здания очень важно, чтобы не было «мертвых зон», куда покупатели будут добираться очень редко.
Но давайте тогда рассмотрим все особенности работы бизнесмена, решившего стать владельцем торгового центра. Что ему следует делать, чтобы получать хорошую прибыль с продаж и чтобы затраты на строительство окупились как можно раньше и быстрее? Основной работой хозяина торгового центра является поиск арендаторов, которые бы продавали свой товар на имеющихся торговых площадях. Здесь важно, чтобы торговые площади не простаивали. Кроме того, в обычных торговых центрах предлагается широкий спектр услуг – это не только товары, но и всевозможных развлечения, вроде кино и игровых зон. Такие услуги есть далеко не во всех центрах – именно поэтому существует разделение на торговые центры (ТЦ) и торгово-развлекательные центры (ТРЦ). Если в перечень услуг, предоставляемых торговым центром, входят и развлечения, то хозяин торгового центра принимает непосредственное участие и в организации их работы (а как же без этого).
Кстати, раз уж мы заговорили о ТРЦ и ТЦ, то стоит заметить, что это далеко не единственный вид таких торговых площадей. Тем не менее, ничего другого в России нет. Так, например директор по внешним связям компании Forum Properties Валех Рзаев жалуется на то, что наши города заполонили однотипные торговые центры, похожие один на другого как братья-близнецы: одна и та же архитектура, один и тот же дизайн, одни и те же услуги и одинаковые бренды. Россия, как всегда отстает от запада на несколько лет – в то время как Россия занята однотипными торговыми центрами, на западе есть не только мультиформатные площади, но и специализированные торговые точки и так называемые пауэр-центры. Однако в скором времени ситуация может измениться и у нас также появятся новые виды торговых центров. Как говорят аналитики, это произойдет тогда, когда рынок пресытится однотипными торговыми центрами. Ну а отвечая на вопрос выгодно или нет строить торговые центры, можно смело ответить, да, выгодно, если подойди к этому правильно и с умом.