На первый взгляд, маршрутный бизнес не особенно доходен: почти две трети выручки уходит на содержание машины, страхование, выплату зарплаты водителям и налоги. Повысить доход довольно проблематично. Повысить плату за проезд? Пассажиры попросту пересядут к конкурентам – благо, таковых предостаточно. Понизить зарплату водителям? Тоже уйдут к конкурентам. Единственный способ – увеличить количество машин на маршруте, но не всегда это эффективно. Если имеющееся количество машин удовлетворяет спрос, то дополнительные будут «возить воздух». Если же не удовлетворяет – тоже ситуации бывают разные.
Возьмем для примера один из районов нашего города. Каждый день, отвезя ребенка в детский сад и направляясь на работу, я «играю в лотерею» – в которую маршрутку я смогу влезть, третью или десятую? И помянуть бы недобрым словом перевозчиков, которые даже не думают увеличивать количество машин, но причина очевидна: маршрут пролегает по единственному в городе мосту через Волгу, по которому проходит множество городских и междугородных маршрутов, и грандиозные пробки на подходе к нему давно уже стали притчей во языцех. Увеличить количество машин – возрастет время стояния в пробках, только и всего. Соответственно, снизится и число пассажиров, которых успеют перевезти за день – и никакой выгоды наращивание числа машин не принесет.
Но маршрутный бизнес выгоден не столько высоким, сколько постоянным доходом. Он всегда пользуется спросом – ведь как уже говорилось, в городах есть районы, не охваченные муниципальным транспортом. Да и там, где он есть, пассажиры нередко предпочитают маршрутки муниципальным автобусам. Они чаще ходят – пока дождешься муниципального автобуса, можно раз десять на маршрутке уехать. Многим нравится и то, что в «газелях» запрещена перевозка стоящих пассажиров – это может быть причиной конфликтов в «часы пик», зато те, кому повезло сесть, доедут с комфортом. Водители маршруток часто останавливаются по требованию (даже если в конкретном городе это формально запрещено) – что тоже удобно для пассажиров.
Не особенно выгодны для маршрутного бизнеса пассажиры, которые едут от одной конечной остановки до другой: чем чаще сменяются пассажиры на маршруте, тем больше денег. По этой причине частные перевозчики создают весьма длинные и замысловатые маршруты, связывающие такие районы, которые никогда не связывали автобусы. На некоторых остановках можно наблюдать, как из маршрутки высаживаются практически все пассажиры и садятся новые – и, конечно, выручка оказывается намного выше.
Таким образом, баснословной прибыли от маршрутного бизнеса ждать не приходится, но при правильном подходе доход может быть сравнительно высоким, а главное – постоянным.