Что мы знаем об этой женщине? Очень немногое. Дата рождения Марфы неизвестна. Даже относительно ее происхождения историки говорят разные – так, некоторое время ее отцом считался новгородский купец. В действительности же в описываемую эпоху действительно жил новгородский купец Собакин, звали его Григорием. Василий же Собакин – отец Марфы – происходил из захудалого дворянского рода из-под Коломны. Некоторые источники указывают на отдаленное родство Собакиных с всесильным «шефом» опричников Малютой Скуратовым.
Так или иначе, в 1571 году Марфа оказалась в Александровой слободе – этой «столице» опричнины. Царь – немолодой вдовец – задумывался о новом браке, и еще в 1570 началась своеобразная перепись «дворянских девок». О каком-то политическом интересе царь на сей раз не задумывался – он хотел просто красивую жену, хотя бы и «худородную» (строго говоря, для нашей страны такие «конкурсы красоты» с главным призом в виде брака с монархом не были новостью – так же выбирал невесту отец Иоанна IV). В конечном итоге, в Александрову слободу свезли 2 000 девушек. Из них отобрали 24, а в «третий тур» прошли только двенадцать кандидаток в царские невесты. Их тщательно осмотрели обнаженными, в осмотре участвовал врач Елисей (Элезиус) Бомелий, получавший образование в Кембриджском университете. Убедившись, что красавицы здоровы и не имеют никаких телесных изъянов, их представили царю. Государь немного побеседовал с каждой претенденткой.
В конечном итоге, «победительницей» стала Марфа. Что тут сыграло решающую роль – красота девушки или тот факт, что ее родственником (а может, и покровителем) был Малюта Скуратов – остается только догадываться… но самому Скуратову такой поворот был бы очень кстати: все-таки он был человеком низкого происхождения, и упрочить свое положение, породнившись с царем, ему бы определенно не помешало… но осуществиться этому плану было не суждено: вскоре после помолвки царская невеста заболела.
Что это была за болезнь? Ответа нет. Возможно, это действительно была болезнь (какая – установить не представляется возможным, ведь симптомы в источниках описаны крайне неопределенно: невеста стала «сохнуть»). Правда, известно, что мать Марфы передала дочери некое зелье, которое должно было способствовать «чадородию» – может быть, зелье было составлено неправильно (ведь даже в наше время случается, что доверчивые граждане травятся «чудодейственными» таблетками сомнительного происхождения – что же говорить о XVI веке!). Впрочем, зелье кто-то мог подменить… кто?
Подозрение пало на родственников предыдущих жен царя – в частности, брат Марьи Темрюковны был казнен. Такая же участь постигла мать Марфы – из-за злосчастного зелья. Отец был принудительно пострижен в монахи, а дядя и двоюродные братья Семен и Каллист казнены. Пожалуй, следовало бы задаться вопросом – какой смысл был для этих людей, неожиданно возвысившимся благодаря браку Марфы, убивать ее – но царь Иван Васильевич в гневе не был склонен анализировать психологические закономерности. Еще одной жертвой царского гнева стал опричник Григорий Грязной – и не только он: в общей сложности было казнено двадцать человек.
Марфа Васильевна была царицей всего пятнадцать дней – она умерла, так и не став женой Иоанна телесно (как сказано в документах эпохи – «девства не разрешил»), и под этим предлогом царь получил разрешение на четвертый брак, хотя в Православной церкви и третий-то разрешается с большими оговорками.
В ХХ веке была вскрыта гробница Марфы. Из книги в книгу кочует легенда о том, что царица лежала в гробу нетленная и прекрасная – словно живая, но через мгновение тело рассыпалось в прах… Ни в одном научном источнике ни о чем подобном не сообщается, да и мумификации тел в средней полосе России не происходит – природные условия не те. Впрочем, реальное основание у этой легенды быть могло: тело Марфы было заключено в саркофаг, изготовленный из известняка, из-за этого одежда и саван могли затвердеть, а сразу после притока свежего воздуха потерять жесткость… А вот череп царицы сохранился действительно хорошо – в этом смысле ученым повезло больше, чем с первой женой Ивана Грозного, и в 2003 году эксперт-криминалист С.Никитин восстановил по нему облик Марфы, и сегодня мы можем собственными глазами увидеть, как красива была эта несчастная девушка… А вот версию об отравлении исследование останков не подтвердило: никаких отравляющих веществ ученые не обнаружили. Правда, существуют и такие яды, которые следов не оставляют.
Разговор о Марфе Васильевне Собакиной был бы неполным, если бы мы не упомянули о «второй жизни» царской невесты – в искусстве. В XIX веке драматург Л.Мей посвятил ее печальной судьбе драму «Царская невеста». Значительным событием в русской литературе и театре эта пьеса не стала и, вероятно, была бы забыта, если бы ее не взял за основу оперы Н.А.Римский-Корсаков.
В пьесе и опере, как в любом художественном произведении, есть место вымыслу, который делает историю Марфы еще более драматичной. У героини есть жених – Иван Лыков, с которым они «сызмальства друг к другу привыкали», и судьба его оказывается столь же печальной: у несчастного под пыткой выбивают признание в отравлении царской невесты и на этом основании казнят. Причиной же отравления оказывается любовный треугольник, в который Марфа вовлекается, сама того не зная: в девушку влюблен Григорий Грязной, и новая любовь опричника окончательно ломает жизнь его любовнице Любаше… главный ужас ситуации заключается в том, что ни Григорий, ни Любаша убивать Марфу не собираются: один дает приворотное зелье, другая, подменяя зелье, хочет всего лишь лишить соперницу красоты. В финале Григорий убивает Любашу, его самого уводят на казнь – а Марфа в бреду все зовет своего Ивана.
Марфа, пожалуй, один из самых пленительных женских образов в оперном творчестве Н.Римского-Корсакова – чистая и идиллическая настолько, что оказывается неспособной выжить в жестоком мире. Была ли она такой в действительности? Вполне возможно, что и была – в это веришь, когда смотришь на скульптурный портрет царицы: мир не принимает совершенства.