Существует несколько определений рынка. Одним из наиболее простых определений является: рынок , как место где встречаются спрос и предложение на определенный вид продукции, товара, работы, услуги. Спрос представлен в качестве покупателей, которые имеют желание и возможность приобрести какие-либо товары, работы, услуги. Предложение представлено продавцами, которые предлагают покупателям приобрести у них за деньги какие-либо товары или услуги.
Первые формы рынка зародились еще во времена натурального хозяйства, когда не было денег. То есть когда человек производил себе все сам. Если у него чего-то не было, он обменивался на нужный ему товар, отдавая взамен что-то из своего производства.
Шло время и рынок совершенствовался, становился сложнее. Сначала появился всеобщий экономический эквивалент - деньги. Сначала это были предметы роскоши, затем золото, а потом уже монеты и банкноты. И теперь перестала существовать необходимость за каждым товаром ходить или ездить в разные места. Продавцы, желавшие продать свои товары стали собираться в одном месте: ярмарки, базары торговые площади и так далее. С появлением таких рынков стала зарождаться конкуренция. Это связанно с тем, что покупатель уже мог выбирать среди продукции различных продавцов. Продавцам стало просто необходимо совершенствовать свои товары, т. е. делать их качественнее, дешевле, полезнее и т. д.. Это говорит о положительном влияние рынков на развитие всего человечества. Рынки способствовали ускорению научно-технического прогресса.
Потом появились банки и различные биржи. Это повлекло за собой появление новых и более сложных рынков. На некоторых из которых расчеты осуществляются электронными деньгами. В последнее время огромное значение во всем мире стала играть информация, что в свою очередь привело к появлению рынков информации. На этих рынках в качестве товара выступает информация.
В настоящие время различают множество видов рынка: рынок потребительских товаров, рынок валют, рынок недвижимости, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок инноваций и т.д. Все эти рынки в свою очередь подразделяются на составные элементы. Например, валютный рынок бывает: национальный, биржевой, свободный и несвободный, с одним режимом или с двумя, черный и серый, рынок евродепозитов и евровалют и т. д.
По рынкам, на которых осуществляются те или иные торговые операции, можно судить о развитости страны. Так страна ориентированная на рынки: услуг, валют и информации является высоко развитой (постиндустриальной). Примером может служить Япония, Германия, Швейцария. А страна ориентированная на рынки товаров - это страна не высоко развитая (развивающиеся). Примером служат страны: Индия, Китай, Монголия. Необходимо учитывать, что такая зависимость не является прямой.