У Цзэтянь, она же – У Чжао, она же – У-Хоу («государныя») и Тянь-Хоу («небесная государыня»). Родилась эта замечательная женщина в 624 году. Мать ее состояла в отдаленном родстве с династией Тан, а отец начинал свою карьеру как купец, но впоследствии стал сановником при дворе императора Тай-цзуна. Император обратил внимание на красивую девочку-подростка, и четырнадцатилетняя У Цзэтянь вошла в число наложниц. В гареме она оставалась до смерти государя, последовавшей в 649 году, после чего – как и все наложницы – была отправлена в буддийский монастырь. И оставаться бы ей там до конца дней, если бы красавицу еще при жизни императора не заметил его сын и наследник Гао-Цзун.
Трудно сказать, почему он не вспоминал о ней в течение пяти лет после своего воцарения – но, так или иначе, в 654 году он распорядился привезти У Цзэтянь из монастыря ко двору и сделал своей фавориткой. Видимо, страсть была сильна – настолько, что законная супруга увидела в ней серьезную соперницу. Конфликт завершился не в пользу жены: она лишилась титула императрицы, который был передан У Цзэтянь.
Уже при жизни мужа новая императрица показала себя ловким политиком. Здоровье императора оставляло желать лучшего, так что государственными делами постепенно начинает заниматься она. Это не нравится придворным сановникам – но императрица вполне успешно «прижимает к ногтю» оппозицию: все ее политические противники представляют юго-запад страны – и она заручилась поддержкой юго-востока… Таким образом, У Цзэтянь стала фактической правительницей Китая еще до того, как умер Гао-цзун.
Когда же он скончался в 683 году, престол занял его с У Цзэтянь сын – Чжун-цзун, который вовсе не собирался быть «марионеткой» матери – и вскоре был разжалован в князья и сослан в провинцию. Сменивший его другой сын – Жуй-цзун – то ли обладал другим характером, то ли был научен горьким опытом старшего брата – но перечить матери не рисковал. Но через несколько лет ей самой надоело такое положение вещей, и она пошла на беспрецедентный в китайской истории шаг: смещает сына, которому дарует титул «будущего императора», а императором объявляет… себя. Да-да, не императрицей (такое в Китае было невозможно) и даже не вдовствующей императрицей (каковой она и была – не первой в Китае, которая правила фактически, посадив на престол сына), а именно императором – речь идет о мужском титуле. Рассказывают даже, что она выходила к своим подданным, подвязав бороду.
Какой правительницей была У Цзэтянь? Ее описывают и как мудрую государыню, заботящуюся о благе страны, и как взбалмошную самодурку… что ж, каждый правитель имеет и сторонников, и врагов! Известно, что она покровительствовала буддизму (видимо, сказался опыт пребывания в монастыре), но не ущемляла конфуцианства. Были в ее правление успешные военные походы в Корею, войны с тюркскими каганатами, китайское господство было установлено во Вьетнаме, были созданы такие жемчужины архитектуры как комплекс буддийских пещерных храмов Луньмэнь и гробница Цяньлин…
Жутковатая деталь: У Цзэтянь обязала мужчин-придворных «вылизывать тычинки лотоса» (вряд ли стоит уточнять вслух, что под этими тычинками подразумевалось) – такое унижение мужчин призвано было возвеличить вечно униженную женщину.
В последние годы жизни сластолюбие старой правительницы стало преобладать над разумом: ближайшими людьми для нее стали два фаворита – братья Чжан. Их растущее влияние вызывало недовольство при дворе. В конце концов, в 705 году оба они были убиты, а императрица свергнута и под стражей препровождена в пригородный дворец. В декабре того же года У Цзэтянь скончалась. Престол вновь занял ее сын Чжун-цзун, который, как и его отец, любимой наложнице даровал титул императрицы и допустил ее до государственных дел – и это впоследствии дорого ему стоило… впрочем, это уже другая история.